25.06.2009 02:00
    Поделиться

    Геннадий Онищенко: 294-й закон венчает цикл актов по защите прав предпринимателей

    В России принят 294-й Закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Как он применяется? Об этом корреспондент "РГ" беседует с руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Главным государственным санитарным врачом РФ академиком РАМН Геннадием Онищенко.

    Российская газета: Геннадий Григорьевич, летняя детская оздоровительная кампания, к сожалению, традиционно сопровождается всплеском инфекционных болезней. Они возникают по разным причинам. В том числе и потому, что, скажем, не везде представители малого бизнеса, занимающиеся организацией питания в тех же лагерях отдыха, соблюдают элементарные санитарные правила...

    Геннадий Онищенко: Подготовка и проведение отдыха детей - всегда очень напряженный период. Формируются педагогические коллективы, коллективы работников пищеблоков, начинает на полную мощность запускаться технологическое оборудование. Сразу нужно организовать приготовление пищи для сотен ребятишек и так далее. Это требует надзора и контроля в период подготовки, приема и начала работы здравниц.

    Иными словами, в течение двух-трех недель представители нашей службы должны побывать с проверкой на объектах. Хотя это не совсем укладывается в рамки закона, о котором мы говорим. Данный пример как в фокусе отражает те проблемы, которые стоят перед нашей службой при его реализации.

    РГ: Насколько я понимаю, это не единственная проблема, возникающая в связи с этим законом?

    Онищенко: Не единственная. И, может, даже не самая главная. 294-й закон венчает цикл актов по защите прав предпринимателей от излишних административных барьеров, навязывания тем же предпринимателям ненужных услуг, от произвола некоторых должностных лиц, вмешательства в конкуренцию и так далее.

    РГ: Об услугах поподробней можно? Они платные? Куда идут деньги, полученные за них?

    Онищенко: Учреждениями нашей службы оказываются платные услуги. Это разрешено действующими нормативами. Получаемые средства поступают в доход бюджета данного учреждения. Их использование, равно как и денег, получаемых непосредственно из бюджета, - под контролем федерального казначейства.

    Другое дело, когда объем услуг неправомерно расширен. А происходит это в том числе из-за того, что нет четких нормативов на этот счет. Потому свою задачу мы видим в том, чтобы нормативные акты сделали невозможным произвольное трактование объемов и стоимости оказываемых услуг. Приведу пример. Хлебопеки жаловались несколько лет назад на непомерно излишний производственный контроль. Вместе с ассоциацией хлебопеков на консультативном совете мы сперва согласовали, а потом и утвердили параметры этого контроля, о чем известили производителей в регионах и органы надзора. Ситуация резко изменилась.

    РГ: Неужели жалоб от хлебопеков больше нет?

    Онищенко: Единичные пока есть. Потому что такие проблемы одним росчерком пера не решаются. Чтобы ликвидировать административные ограничения, повысить прозрачность работы, наша служба по ходатайству предпринимателей, ассоциаций утвердила специальный регламент.

    РГ: Что это за регламент?

    Онищенко: Регламент лицензирования деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, в области использования ионизирующего излучения, регламент по регистрации впервые внедряемых в производство и ранее не использовавшихся химических, биологических веществ и изготовляемых на их основе препаратов, потенциально опасных для человека. Мы жестко прописали порядок проверки предпринимателей. Утверждены примерные программы производственного контроля для общественного питания, пищевой промышленности, лечебных учреждений, службы быта.

    РГ: Это не противоречит 294-му закону? Вот придут представители вашей службы, скажем на предприятие торговли, дабы проверить, как хранится и реализуется мясная или молочная продукция. А хозяин предприятия, сославшись на закон, ваших представителей попросту не пустит.

    Онищенко: Смоделированная вами ситуация невозможна.

    РГ: Это почему же?

    Онищенко: Да потому что 294-й закон очень четко регламентирует порядок выхода на объект. И если он соблюден, то оснований для подобного рода возражений у поднадзорной организации не будет.

    РГ: Много нареканий поступает на проведение санэпидэкспертиз продукции и видов деятельности...

    Онищенко: Каждый год в стране проводится и документально оформляется почти 600 тысяч экспертиз. Ведется реестр таких заключений, постоянный анализ этого реестра. И все это с одной целью - исключить излишний, необоснованный надзор.

    Вот посудите сами: разве нужны какие-то особые допуски на посуду для собак, контейнеры для поддержания температуры продуктов питания, вин, чехлов для автомобилей, компьютеров и так далее? Это не что иное, как навязывание ненужных услуг. Для пополнения бюджета учреждения.

    Еще одна системная проблема: необоснованное ограничение сроков действия выданных заключений. Чтобы этого не было, в конце прошлого года мною утверждена ведомственная программа противодействия коррупции при осуществлении надзора в сфере санэпидблагополучия и защиты прав потребителей. Программа рассчитана на три года.

    РГ: Составление планов, программ. Это, конечно, нужно, это важно. Но... Известно, что нередко даже самые лучшие планы и программы остаются лишь благими пожеланиями. Не более того. Кого-нибудь наказывают за их невыполнение, за их нарушение?

    Онищенко: За последнее время нам пришлось освободиться от руководителей территориальных органов и учреждений нашей службы в Ставропольском крае, Костромской области, в Чувашии, Ханты-Мансийском автономном округе, в Перми...

    РГ: Но вернемся к началу нашего разговора. Дети в здравницах будут наслаждаться отдыхом, набираться силенок или могут стать жертвой какой-либо инфекции?

    Онищенко: В вашем вопросе явный подвох. Я бы ответил так. Все, о чем шла речь выше, делается с одной целью: обеспечить современный и адекватный надзор за всеми процессами, которые происходят в обществе, в том числе и за детским отдыхом.

    Поделиться