В пансионе Минобороны Золушек превращают в принцесс

В пансионе воспитанниц минобороны, где Золушек превращают в принцесс, прозвучал первый последний звонок.

Гектар вежливости

- Здравствуйте!

Территория пансиона воспитанниц министерства обороны - самый приветливый район Москвы. Здесь принято здороваться со всеми, включая незнакомцев. Почти две сотни девчонок улыбаются всем, кого встречают на своем пути. С утра и до вечера, бессчетное число раз. На территории чужих мало, все-таки закрытое военное заведение, но те, кто здесь впервые, поначалу с непривычки шарахаются.

Так было не всегда. Как признается начальник пансиона Тамара Фральцова, когда в прошлом году к ним прибыл первый набор, из 180 девчонок требованиям по культурному и образовательному уровню соответствовали лишь три.

Многие вообще впервые попали в большой город, причем сразу - в Москву. Приехали из всевозможных медвежьих углов, педагогически весьма запущенные. Уровень образования невысокий, иностранный язык - на нуле. Это сейчас за пределами пансиона они выделяются своими манерами. А вот год назад... Приходилось, по признанию учителей, прививать элементарные вещи.

Из признаний воспитанниц:

- Когда мы приехали, я не могла поверить: душ в комнате! Я купаться ходила по три-четыре раза на дню. У нас ведь горячую воду давали раз в неделю на два часа.

- Нам ноутбуки выдали, так я его здесь впервые увидела. Да что ноутбук - сотовый телефон первый раз в руки взяла. У нас дома и обычного-то телефона не было.

- Когда мы сюда ехали, думали, будем жить в казарме, с утра до вечера маршировать и автомат Калашникова на скорость разбирать. А тут - номер на двоих, плазменный телевизор с караоке, комната под гардероб, где по 70 наименований одежды от Юдашкина. Это просто фантастика.

Из них - дочерей погибших офицеров и тех, кто служит в отдаленных гарнизонах, создали три седьмых, три восьмых и три девятых класса и начали учить. Бесплатно. Условия создали действительно сказочные, оборудование в классах - любой университет позавидует. Министерство обороны не поскупилось. Вдобавок к обязательной учебной программе - масса факультативов: бальные танцы, рукопашный бой, фигурное катание, плавание, фехтование, выездка на лошадях, рисование на ткани (батик), изготовление мишек Тедди.

Представьте себе девчонок, выросших в воинских частях, многие из которых ничего, кроме полигона, КПП да забора с "колючкой" не видели. А тут сегодня - Большой театр, завтра - Музей изобразительных искусств, а в выходные - бал. Такой небанальный социальный эксперимент.

Тем не менее освоились. Сегодня вчерашние Золушки уже не падают в обморок при виде живого министра обороны, идущего навстречу по коридору. Нормально воспринимают мастер-классы, где их обучают профессора, олимпийские чемпионы и лауреаты международных конкурсов. И на интерактивной школьной доске могут нарисовать шарж на Путина, а потом с ним вместе посмеяться над рисунком. Премьер не так давно заехал в пансион и больше часа занимался с девчонками. Даже пел.

У стен дворца она пасла гусей

Российская газета: Тамара Анатольевна, много неожиданностей преподнес первый год проекта?

Тамара Фральцова, начальник пансиона: Конечно, было непросто. Все-таки много нового: система электронной школы. Многие преподаватели ведь раньше интерактивные доски в глаза не видели. В общем, первый триместр учились все: и воспитанницы, и учителя. Но все получилось. Министр этот проект лично держит под контролем, ежемесячно получает от нас письменный отчет.

РГ: Отсев большой?

Фральцова: Среди преподавателей никто не отсеялся. Две девочки ушли по состоянию здоровья. Они перенесли тяжелые операции, родители это от нас скрыли, а нагрузки оказались слишком большими. Еще у одной девочки обнаружено психическое заболевание, мама это тоже скрывала. Воспитанницу пришлось отправить домой. Мама спутала понятия пансион с пансионатом. В разговоре со мной все удивлялась: "Я думала, у вас лечат...".

И шесть человек отсеялись после зимней сессии - по приказу министра обороны. Причина? Скажу так: в 15 лет поздно начинать формировать логическое и ассоциативное мышление.

РГ: Некоторые девочки говорят, что у вас впервые узнали, что такое горячий душ или мобильный телефон. Это не преувеличение?

Фральцова: Да что вы! Часть детей проживала в гарнизонах, где вообще нет благ цивилизации.

РГ: У вас есть любимицы?

Фральцова: Есть дети, которые западают в душу. Вот девочка из Калининграда, отца нет, мама-инвалид. Чтобы прокормить дочь, работала на трех работах, мыла полы. Очень интересный и способный ребенок. Недавно мне призналась: мама просто счастлива, ей теперь можно работать всего на двух работах.

Еще есть девочка-сибирячка. Маленькая, худенькая блондинка с голубыми глазками. Спрашиваю: как обычно проводишь лето? Она: у бабушки гусей пасу. Возили их на весенние каникулы в Санкт-Петербург. Потом одна девочка в анкете написала: "Теперь понимаю, почему люди весь год работают: копят деньги, чтобы посмотреть другие города".

Многие родители завидуют: дети за этот год увидели больше, чем мы за всю жизнь.

РГ: Что еще нового появилось в пансионе за первый учебный год?

Фральцова: Разработали новую организацию питания, опыт сейчас перенимают суворовские училища. Появился свой сайт, за ним - радио, ТВ. Есть совместные проекты с телеканалом "Звезда": воспитанницы будут пробовать себя в качестве журналисток.

РГ: По телевизору показывали: девчонки подарили премьеру Путину и министру Сердюкову игрушки, сделанные собственными руками.

Фральцова: У нас есть кружок авторской игрушки - мишек Тедди. Такими игрушками, что сейчас шьют девчонки, можно гордиться. У нас в мастерских сплошь электроника, даже преподаватели поначалу боялись к швейным машинкам подходить. Но научились. Теперь деловые такие: какой-то шов на одежде не понравился, села, сама тут же переделала. На каникулах озадачивают родителей: некоторые утюжат уже лучше мам.

Со следующего года запустим авторскую куклу. Дальше перед ними стоит задача: самим научиться сшить платье из батика. Мы ездим в магазин ИКЕА, за копейки покупаем недоделанные - я их так называю - вещи. Они, конечно, доделаны, функциональны. Но не интересны. Полуфабрикат. Обклеиваем, обкладываем мозаикой, придаем вещам индивидуальность. Когда девчонки выйдут отсюда и у них появится свой дом, они смогут его украсить и красиво, и экономно.

РГ: И куда они после пансиона?

Фральцова: На их усмотрение. Вот недавно мы съездили в академию Можайского, где готовят офицеров для космических войск. Вернувшись, многие заявили: все - будем поступать туда! Когда я рассказала об этом министру обороны, он предложил провезти их по всем нашим военным вузам.

Но выбор каждая сделает свой. Важно другое: чтобы в сердце осталась гордость за профессию своих родителей. За то, что наша армия смогла создать такое заведение.

РГ: Расширяться будете?

Фральцова: С сентября у нас будет уже свыше 350 мест, а через три года должны выйти на цифру 840.

РГ: На вас давят генералы, требуя принять в качестве исключения свою дочь?

Фральцова: Звонят. Но это бессмысленно. Вопрос приема решается коллегиально: собирается комиссия из представителей родов и видов войск, каждую кандидатуру обсуждают. И в этом году будет так - гласно и коллегиально.

У нас есть сайт, любой может прислать заявку до 1 июля. Там же, на сайте, все досконально расписано: кто может претендовать, как все оформить. И еще на сайте можно отслеживать ситуацию: столько-то человек подали заявки, столько-то кандидатур отсеялось после каждого этапа. Кстати, рекомендую таким способом всем бороться с коррупцией: честно и прозрачно.

Сайт пансиона: http://www.pansion-mil.ru/

Кстати

Иван Уваров, подполковник, космические войска:

- Моя дочь до поступления в пансион жила только в гарнизонах: в Калининградской области, в Таджикистане. Впервые в жизни попала в большой город. Все девчонки из класса ей завидуют. Но из нашего гарнизона 3 или 4 девочки сейчас готовятся поступать в пансион.

Масса впечатлений: уроки можно делать на компьютере и отсылать результаты учителю по электронной почте, а оценки смотреть на сайте.

Куда после пансиона? Раньше она хотела стать врачом, как мама. Теперь мечтает стать банковским работником. Но ей 14, еще многое может измениться. Главное - настрой боевой, считает, что теперь горы может свернуть, все двери открыты. Их, наверное, так учат?