Многодетными родителями жители североосетинского селения Лескен Залина и Артур Албеговы стали едва ли не в одночасье.
Снимок в газете
Радушные хозяева встречают корреспондента "РГ" у ворот своего семейного гнездышка в селении Лескен Ирафского района Северной Осетии. Заходим в уютный дом. Ребятня, смущенно перешептываясь, располагается на диване, а Залина с Артуром пристраиваются рядом.
Эта история началась шесть лет назад. Албеговы воспитывали сына и дочку - Ибрагима и Фатиму. Все изменилось буквально в один день.
- Фатима увидела в газете фото ребят, которые нуждаются в родительском тепле, - вспоминает Залина. - Со слезами на глазах показала мне: на снимках были племянники Артура - пятеро детей его сестры. Как они попали в рубрику "Каждому ребенку - семью", тогда еще не знали, однако ни секунды не сомневались, что нужно забрать их к себе.
Мужу Залина решила ничего не говорить, пока не разведает все подробности. Не мешкая, отправилась во Владикавказ, к специалистам по опеке министерства труда и социального развития республики.
- Оказалось, сестра мужа и ее супруг уже два года как были лишены родительских прав. Но все это время скрывали правду от родственников. А когда кто-то интересовался, где дети, всегда находились отговорки: то гуляют, то в детском саду, то в школе, то еще что, - говорит Залина.
Приехав домой, сразу же рассказала обо всем мужу. Артур без колебаний согласился.
Через какое-то время, после преодоления всех бюрократических процедур, в Лескен переехали Мадина, Марат, Тимур, Алина и Алан. Старшей Мадине тогда исполнилось всего десять лет, а младшему Алану шел лишь третий год.
Великолепная семерка
Залину с Артуром дети сами сразу стали называть мамой и папой. Да и с Фатимой и Ибрагимом "спелись" тут же.
- Общий язык нашли мгновенно. К счастью, проблем с этим вообще не было и по сей день не возникает, - поясняют родители под одобрительные кивки своей "великолепной семерки".
Сами детишки со мной практически не говорят - явно стесняются. Впрочем, дело не только в этом: видно, что им нравится слушать рассказ папы с мамой. Так и светятся довольные лица - гордится ребятня родителями. И старается не подводить: Марат, Тимур и Алан серьезно занимаются футболом, Мадина любит баскетбол, Ибрагим, Фатима и Алина увлекаются танцами. В школе учатся хорошо, разве что Алан не любитель грызть гранит науки, но в семье уверены - постепенно исправится под влиянием других.
- У каждого из них свой характер, потому стараемся найти индивидуальный подход. Мы им прививаем мысль, что всего нужно добиваться только честным трудом. Ведь в чем родительское счастье заключается? Чтобы жизнь у детей сложилась, никто нигде не оступился. За то и "воюем", - размышляют супруги.
Ранящее слово
Про бытовые трудности Залина с Артуром не упоминают. Говорят, "пусть не шикуем, но на жизнь вполне хватает, дети ни в чем не нуждаются". Да и можно ли роптать на судьбу, когда в доме подрастает столько замечательных ребят?!
У Албеговых официальный статус приемных родителей. Соответственно, государство помогает материально. На каждого приемного ребенка ежемесячно выплачивается по четыре тысячи рублей. В общем, арифметика простая: в месяц вместе с заработной платой получается немногим за 30 тысяч рублей. По нынешним временам для такой большой семьи это совсем не большие деньги. Как ни странно, но все-таки находятся "злые языки", обвиняющие Залину с Артуром в корысти.
- Знаете, странно бывает слышать такие безосновательные разговоры. Когда надумали ребят забрать, даже не знали, что положены какие-то средства. На редкие пересуды попросту не обращаем внимания. Только обидно бывает, когда до детей они доходят. Их-то зачем травмировать нелепыми домыслами? - с едва заметной грустью в голосе продолжает Залина.
Завершаем беседу тем не менее на мажорной ноте. Супруги делятся планами на будущее. А на вопрос, что бы они посоветовали тем, кто планирует отказаться от ребенка или вот-вот лишится родительских прав, ответили: "Ни в коем случае не нужно торопиться с решением. Трудности со временем пройдут, а пожалеть о том, что не воспитал свое дитя, потом придется не один раз. Ведь счастье быть мамой и папой ни с чем не сравнишь".
Любовь Хугаева, ведущий специалист-эксперт отдела по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству министерства труда и социального развития Северной Осетии:
- Хорошо помню эту семью еще с того момента, как Залина впервые пришла к нам и рассказала о желании забрать ребят. Могу сказать, что их приемная семья - прекрасный пример того, как надо заботиться о детях. Они буквально спасли их. Сейчас ребята развиваются вполне самостоятельными, полноценными личностями. Старательные, скромные, воспитанные дети из обычной сельской трудовой семьи. Районные органы опеки, согласно закону держащие семью в поле зрения, отзываются о них исключительно положительно. Равно как и местная администрация. Живут они очень дружно.
Сегодня в Северной Осетии более 200 приемных семей. Каждая прошла через сито отбора, прежде чем ей доверили детей. Критерии четко прописаны федеральным законодательством. Если говорить в двух словах, то главное для нас состояние здоровья потенциальных родителей, уровень их доходов и наличие жилплощади. Последние два условия отнюдь не означают, что будущие папа и мама должны быть состоятельными людьми - честно говоря, такие к нам не обращаются. В данном случае имеется в виду, что семья обязана соизмерить свои возможности с желанием вырастить ребенка, не лишая его тех или иных необходимых благ.
Существует определенный перечень документов, которые нужно подготовить. Что касается возрастного ценза, то он не установлен, но, разумеется, должен быть в пределах разумного. Безусловно, также выясняем, как характеризуются люди среди соседей, коллег, знакомых, родственников. Да и профессиональное чутье подсказывает, стоит верить или нет. К счастью, пока мы лишь единожды столкнулись со злоупотреблением. У женщины умер сын, а сноха была лишена родительских прав на троих детей. Молодая бабушка взяла детей к себе, получив статус приемной семьи. Спустя некоторое время в органы опеки поступил тревожный сигнал из детского сада. Воспитатели жаловались, что женщина не реагирует на их замечания. Оказалось, все причитающиеся деньги бабушка тратила на ремонт своей квартиры, внуками совсем не занималась - те спали прямо на матрасах в одной из комнат. Конечно, детей у нее забрали.
В целом же институт приемной семьи зарекомендовал себя как довольно эффективный. К примеру, если в 1997 году в детском доме "Хуры тын" было 150 воспитанников, то с принятием соответствующего закона в последние годы эта цифра ни разу не перевалила за 50. То есть малышей сразу забирают приемные родители, в детский дом они не попадают. Такие семьи согласно требованиям закона мы обязательно контролируем.
На заметку
С одним из приемных родителей заключается договор, ему устанавливается заработная плата. Размер ее зависит от количества приемных детей. За одного ребенка это 4330 рублей, за двоих - 6495 рублей, троих - 8660 рублей, четверых - 10 825 рублей, пятерых и более - 12 990 рублей. Если малыш не достиг трехлетнего возраста, хронически болен или имеет ограниченные возможности здоровья, то дополнительно выплачивается 4330 рублей, а за ребенка-инвалида - 8660 рублей. Кроме того, ежемесячно на питание, приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря выделяется четыре тысячи рублей на ребенка, а на летний отдых единовременно 12 990 рублей. Такая помощь предусмотрена республиканским законодательством, средства заложены в бюджете Северной Осетии.