В редакцию "РГ" 94-летний Александр Киселев пришел как в последнюю инстанцию.
Добрался сам, несмотря на боль в ногах. Путь не близкий - несколько десятков километров от райцентра.
В его руках - толстая папка переписки с чиновниками нескольких министерств, муниципальной властью и сельской администрацией. На один и тот же вопрос: "Когда мне предоставят хоть какое-нибудь жилье?" следует неизменный ответ: "Ждите".
- Я уже 13 лет жду, - вздыхает ветеран. - Да вот боюсь, не успею.
После войны он уехал из России в Казахстан поднимать целину. Вернулся на родину во время перестройки как вынужденный переселенец. Зарегистрировался в миграционной службе, встал на учет сразу в несколько очередей на улучшение жилищных условий: как ветеран войны, как беженец и как инвалид.
- Потерпите немного, - попросили Киселева в местной администрации. - Кризис пройдет, и мы подберем вам приличный домик.
Однако с тех пор страна пережила уже несколько кризисов, а крыша над головой у ветерана так и не появилась.
- Приходится снимать квартиру за пять тысяч рублей в месяц, - сетует Александр Петрович. - Пенсия у меня, конечно, неплохая, грех жаловаться. Хватает и за аренду заплатить, и на продукты остается. Но пожилому человеку тяжело постоянно сидеть на чемоданах. Решат хозяева продать жилье - опять срываешься с места на поиски нового крова. О ремонте и говорить не приходится. А так хочется дожить старость в собственных стенах, да и детям наследство оставить.
У дочки Зинаиды своего угла тоже нет. Благо хоть внучка удачно замуж вышла и прописала родственников в комнате мужа. А то так и жили бы, без прописки.
"Номер вашей очереди на получение "Жилищного сертификата" как вынужденный переселенец - 28. Но в этом году только 15 семей смогут улучшить свои жилищные условия по этой программе. Как ветеран войны и инвалид - вы 11-й в очереди на субсидию. Но в этом году будет предоставлено только три субсидии. Вам предоставляется право выбора любой из перечисленных форм улучшения жилищных условий".
Такие отписки Киселев получает ежегодно. Меняются только номер очереди и возраст ветерана.
Надежда на то, что килограммы писчей бумаги не были переведены даром, забрезжила в 2004 году. В райцентре Кормиловка впервые за 20 лет закипело строительство. Одну из квартир в новом доме власти пообещали Киселеву.
В этом году, спустя пять лет, дом наконец сдали в эксплуатацию. Но при оформлении документов выяснилось, что долгожданную "однушку" чиновники готовы предоставить ветерану только по договору социального найма.
- Мне прямо в глаза сказали: только до конца жизни, - рассказывает Киселев. - Умрешь - квартира отойдет в муниципальную собственность. Я отказался подписывать бумаги. Ведь после моей смерти о дочке некому будет позаботиться.
В отчаянии фронтовик влез в долевое строительство, вложил в новостройку 100 тысяч рублей - все свои сбережения. Недавно фирму-застройщика признали банкротом.
Киселев тем временем обходит по новому кругу кабинеты чиновников - с вырезанным из "РГ" указом президента. В нем говорится, что до 1 мая 2010 года все ветераны Великой Отечественной должны быть обеспечены жильем.
Потерпите, отвечают ему, время у вас еще есть.
Игорь Агеев, представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области:
- В нашей области в улучшении жилищных условий нуждаются более 300 ветеранов и инвалидов Великой Отечественной. Деньги из федерального бюджета на эти цели к нам уже поступили - 260 млн рублей, еще 100 млн будут выделены из областного бюджета. Сейчас мы формируем поименный список всех ветеранов, не имеющих собственного жилья. Киселев в нем - один из первых. Выплаты субсидий в размере 860 тыс. рублей начнутся в ближайшее время.
Герой - он и в США герой
Конституционный суд РФ приступил к рассмотрению жалобы Героя Советского Союза, летчика-штурмовика Степана Борозенца, который, проживая в Чикаго, не получает положенные орденоносцам выплаты из российского бюджета.
Как сообщает "Газета.Ru", 87-летний полковник ВВС оспаривает первый пункт 10-й статьи Закона РФ "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы". Документ предусматривает ежемесячные выплаты из Пенсионного фонда РФ (сейчас - около 36 тыс. руб.) всем героям, в т.ч. постоянно живущим за рубежом. Такая сумма причитается им с 2005 года по закону о монетизации льгот - если они отказались от натуральных преференций. Однако тем, кто находится за пределами Родины, денежная компенсация предоставляется, только если страна их пребывания имеет договор с Россией о предоставлении льгот, аналогичных отечественным. Герои при этом получают пенсию (около 28 тыс. руб.) и другие выплаты.
Степан Борозенец получил Звезду Героя 18 августа 1945 года. Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, тремя орденами Отечественной войны, двумя орденами Красной Звезды.
С 1976 года полковник Борозенец жил в Харькове. В 1995 году он уехал на операцию в США и так остался за океаном.
На сегодня Героев и полных кавалеров ордена Славы осталось 665, 20-25 из них живут за рубежом.