Авиационный учебный центр (АУЦ) при аэропорте Домодедово - объект, куда вход для посторонних - за семью печатями. Однако для корреспондентов "РГ" сделали исключение. Экскурсию провел сам начальник АУЦ Олег Петров.
Центры подготовки есть во всех аэропортах страны, однако домодедовский - уникальный: его учебно-материальная база представляет собой точную модель аэровокзального комплекса. Здесь готовят сотрудников службы охраны и инспекторов авиационной безопасности, досматривающих пассажиров международных и внутренних линий, различные грузы - почту, бортзапасы, багаж и воздушные суда. На теорию отводится 24 часа, на практику - 120 часов. Навыки будущий инспектор приобретает под чутким контролем наставника. Занятия проводят преподаватели МГТУ, Академии ФСБ, МВД...
В учебном комплексе - все как в аэровокзале, начиная со входа. Установлены рамка металлодетектора и интраскоп с лентой для багажа. В "пассажиров" целятся объективы видеокамер.
Олег Петров объясняет:
- Здесь оборудованы все зоны аэропорта - от входного контроля до посадки в самолет. Это необходимо, чтобы наши слушатели освоили весь необходимый алгоритм действий.
Отправляем сумки на ленту, их содержимое просвечивает интраскоп. "У вас есть металлические предметы, - указывает Петров на синие полоски на экране и напоминает: - Проносить ножи в салон самолета запрещается". Рядом расположена витрина, где представлена коллекция холодного оружия (рыбные и охотничьи ножи, опасные бритвы), а также пластмассовые пистолеты, точь-в-точь похожие на настоящие... Этот "улов" изъят у пассажиров Домодедово. Не менее пестро выглядит соседняя витрина: плюшевая собачка с опасной "начинкой" - гранатой, рядом книжка с отверстием, сделанным под емкость с керосином, пачка сигарет с взрывным устройством, фонарик с тротилом, банка со стреляными гильзами... Некоторые из них обнаружены у пассажиров, а часть - наглядные пособия, так называемые "закладки" для учеников центра. Преподаватели используют их на занятиях.
- Главная задача сотрудников, которые проводят досмотр, - не допустить на борт запрещенных предметов, - поясняет Петров. - Например, в апреле прошлого года у 70-летней старушки изъяли трость с пикой внутри.
В руках Петрова - пояс шахида.
- Не бойтесь, не взорвется. Вместо пластида здесь садовый вар. Мы долго подбирали материал, чтобы добиться точной передачи цвета этого взрывоопасного вещества на интраскопе. Оказалось, что он идентичен именно садовому вару. Зато теперь даже сотрудники, в жизни не державшие пластид в руках, смогут быстро обнаружить его в вещах пассажира.
Проходим в следующий зал, где на стене висит табличка "Выход на посадку". Здесь находится часть фюзеляжа самолета Ту-154 2Б. Еще четыре года назад он летал, но потом его решили использовать для тренировок и как учебный класс для досмотра воздушного судна. Машину распилили, оставив для занятий кабину пилотов, первый салон, багажное отделение и кухню вместе с духовым шкафом. Здесь инспекторы учатся вести досмотр самолетов.
Последняя часть экскурсии - интерактивный лазерный тир, который появился в центре совсем недавно. "Когда люди тренировались в боевом тире, то из потока не сдавали курс огневой подготовки почти треть учащихся, - рассказывает Петров. - Дело в том, что требовались боевые патроны, их берегли. А без тренировки нет навыков стрельбы. В лазерном тире навыки можно довести до автоматизма. Используется пистолет, который по весу и форме аналогичен служебному ИЖ-71. Стрелять из него можно сколько угодно, ведь он лазерный, кроме этого расстояние до мишеней варьируется. А по результатам на мишенях можно понять, какие у стрелка проблемы, и потом детально поработать над ними".
Обучение в центре могут одновременно проходить 150 человек. Помимо занятий для новичков здесь раз в два года проходят курсы повышения квалификации все сотрудники аэропорта. Так что пассажиры Домодедова могут не беспокоиться за свою безопасность.