До 2025 года в России намерены завершить формирование новой системы управления аэронавигационной информацией. О реформе в этой области регулирования полетов шла вчера речь на заседании коллегий Росаэронавигации.
Кстати, аэронавигационные сборы, в которые входит помощь диспетчеров, регулируются Федеральной службой по тарифам. А стоимость навигационной информации назначается предприятием "Центр навигационной информации". Согласно мировой практике, подчеркнул глава Росаэронавигации Александр Нерадько, эти данные входят в аэронавигационные сборы. Отвечая на вопрос "РГ", Нерадько не исключил, что и в России будет применен этот опыт. При этом он отметил, что размер сборов увеличится незначительно и будет регулироваться ФСТ. Так что на цене билета особо не отразится.
По словам замминистра транспорта Валерия Окулова, система должна быть ориентирована на пользователей, то есть на тех, кто летает. Пока же нет единого банка данных, который включает в себя информацию о погоде, данных о местности и препятствиях и не вся она переведена в цифровой формат. Как следствие нет и сертифицированных компьютерных программ. Окулов подчеркнул, что даже аэрофотосъемка местности для составления карт ведется по устаревшей схеме. А ведь согласно требованиям Международной организации гражданской авиации, чтобы повысить безопасность полетов, оптимизировать маршруты, нашей стране необходимо переходить на современные схемы управления полетами. Как отметил замминистра, предполагается внедрение спутниковых схем захода на посадку, взлет. Сначала планируется внедрять их в тестовом режиме среди авиакомпаний, а потом и в более широкое использование. Новые технологии помогут авиакомпаниям сэкономить топливо, повысить пропускную способность аэропортов и аэродромов.
Планируется наладить и обратную связь с пилотами - Интернет-брифинг. Летчики смогут уже после полета предупредить об ошибочных данных и уточнить их. По мнению Окулова, такая обратная связь положительно скажется на безопасности полетов. Представители Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта при обсуждении проблемы подчеркнули, что для представителей авиации общего назначения стоимость доступа к аэронавигационной информации значительно выше, чем в других странах. Например, данные о внутренних авиапутях и схемы захода на посадку стоят 3,5 тысячи долларов. Такие запредельные цены толкают владельцев частных летательных аппаратов пользоваться неофициальной информацией, которая не всегда является точной, а это напрямую влияет на безопасность полетов.
Но тут надо понимать, подчеркнул Нерадько, что государственные средства на развитие навигации в рамках Федеральной целевой программы "Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009 - 2015 годы)" на 2010 год могут быть меньше на 30 процентов, чем в этом году. Александр Нерадько сказал "РГ", что точно будет известно о финансировании на следующий год только при утверждении федерального бюджета. Рабочей группе также предстоит найти средства и на создание единой системы связи, совместимости всей необходимой для летчиков информации: цифровых карт, данных о метеоусловиях в реальном времени. Кроме этого планируется устранить все нормативные несуразности. Например, до сих пор не отменено обязательное присутствие на борту бумажных карт с проложенным маршрутом. Такая норма была введена в прошлом веке, когда не было ни ГЛОНАСС, ни других систем спутниковой навигации, ни электронных носителей. Летчики вынуждены распечатывать маршрут перед каждым полетом. Это выглядит довольно нелепо, когда речь идет об установке модемов на самолеты и выборе перспективных каналов связи и программных решений, которые могли бы использовать только специалисты.
Между тем
Комиссия Межгосударственного авиационного комитета вчера завершила расследование катастрофы вертолета Ми-2 авиакомпании "Конверс Авиа", происшедшей 12 января этого года в Нефтеюганском районе Ханты-Мансийского автономного округа во время облета нефтепровода. Наиболее вероятной причиной падения вертолета стала потеря работоспособности командира судна. Это, в свою очередь, спровоцировало неадекватные отклонения в управлении. В результате погибли два члена экипажа и два работника компании "Юганскнефтегаз".