Кинофестиваль в "Российской газете" продолжается. Вслед за Александром Прошкиным, который представил в "РГ" свою картину "Чудо", у нас в гостях побывал кинорежиссер Николай Досталь. Его новый фильм "Петя по дороге в царствие небесное" - также участник конкурсной программы 31-го ММКФ.
Николай Николаевич пришел на встречу с журналистами с исполнителем главной роли - молодым актером Егором Павловым.
Режиссер, представляя фильм, начал с главного:
- Это было давно. В прошлом веке, в 1991 году. Тогда я получил свой первый приз за картину "Облако-рай" ("Серебряный леопард" фестиваля в Локарно) с очень лестной формулировкой "за разрушение барьера между фильмами для избранных и кино для всех". Это самая главная для меня задача в творчестве, поэтому мне хотелось бы, чтобы фильм посмотрело как можно больше людей - не только те, которые хотят развлечься, но и те, которые хотят подумать, поразмышлять.
Российская газета: Как родилась идея фильма "Петя по дороге в царствие небесное"?
Николай Досталь: В основе сюжета - реальная история. В Кандалакше, в 1952 году, жил такой Петя Степанов. И в то же время жил там мальчик Миша Кураев. Отец у него был главный инженер на строительстве подземной ГЭС. Этот Миша Кураев, когда вырос и стал писателем, вспомнил историю мальчика Пети. Так родилась повесть "Петя по дороге в царствие небесное". В какой-то степени, может быть, даже случайно мне в руки попала эта повесть, потому что мы с Кураевым работали тогда над другим проектом. У него есть замечательная повесть, написанная в 80-х годах, - "Капитан Дикштейн". Но на эту экранизацию нам не хватило денег: работа крупная, в основе сценария - кронштадтский мятеж. Бюджет был большой, просто неподъемный - минимум четыре миллиона долларов. Я сказал: "Михаил Николаевич, а нет ли у вас чего-то попроще, подешевле - какое-нибудь произведение?" И вот тут он, как фокусник, из рукава вытащил повесть "Петя по дороге в царствие небесное".
РГ: Александр Прошкин сказал, что он снял свое "Чудо" за 1,6 миллиона, за 32 дня. А вы в какие параметры уложились?
Досталь: Кино снято за 32 съемочных дня. Полтора месяца мы были в Кандалакше. Там условия жизни почти те же, что в 50-е годы. Для нас это было удачей. А бюджет у нас поменьше - примерно миллион четыреста тысяч.
РГ: Егор, расскажите о вашей непростой роли. Быть может, вы дадите нам ключ к ее пониманию?
Егор Павлов: Скорее всего не дам. На протяжении фильма становится понятно, какой Петя на самом деле. Первое странное впечатление от этого героя может перейти затем в понимание и сочувствие к нему. Действительно, он непростой. И таких людей очень мало, я думаю. И тогда, и сейчас. Это наивный, очень добрый человек, который открыто реагирует на всех людей. Надо помочь - пожалуйста. Надо что-то сделать - сейчас! Такой вот парень.
РГ: Вы, Егор, похожи на Петю? Такой же простой парень?
Павлов: Нет. Я много думаю лишнего.
РГ: В каких ролях вас надо смотреть в театре?
Павлов: Я работаю в театре Юрия Николаевича Погребничко. В "Трех сестрах" я играю музыканта. Исполняю на пианино романсы Елизаветы Разиной. Сейчас репетируется новый спектакль "Три мушкетера", моя роль - Д Артаньян. Я родом из актерской семьи. Мои родители работают в этом же театре уже 20 лет - с момента его основания. В прошлом году я окончил Щукинское училище и снимался в "Пете...", будучи студентом четвертого курса.
РГ: Николай Николаевич, вы смотрите фестивальную программу. Нет такого впечатления, что опять настало время депрессивного кино?
Досталь: Нет, я, к сожалению, не смотрю, потому что начал новый проект, целиком поглощен работой. Возвращаюсь к многосерийному телевизионному фильму, снимаю 16 серий для канала "Россия". Картина называется "Раскол". XVII век. Главные действующие лица: Алексей Михайлович Романов Тишайший, патриарх Никон, протопоп Аввакум, боярыня Морозова. Раскол русской православной церкви. Вот такая тема. И могу пока только сказать, что еще артистов нет... Сценарий написал Михаил Кураев вместе со мной. Мы опирались на исторические хроники XIX века. Картина будет готова не скоро, где-то в начале 2011 года.
РГ: И все-таки на фестивале вам удалось посмотреть хотя бы один фильм?
Досталь: Да, это картина из Нидерландов "Последний разговор". Очень необычное кино, снятое одним планом, который длится 74 минуты. Вообще должен сказать, что, если бы не фестиваль, то моего "Петю..." никто бы не увидел. Фестиваль очень важен тем, что позволяет картину "толкнуть" к зрителю. Но я рад сказать, что канал "Россия" купил фильм "Петя по дороге в царствие небесное". И осенью зрители смогут увидеть его на телеэкране. А в кинопрокат он выйдет 9 июля. Думаю, будет копий 10-15. Это, конечно, несравнимо с количеством копий крупных блокбастеров, но, надеюсь, своего зрителя картина найдет.