Этот фильм не перевернет всю душу. Не разорвет на части сердце. Не заставит захлебнуться от слез. Но если вы его однажды посмотрите, то будете помнить о нем всю жизнь. Потому что цепкий, умный взгляд-рентген Владимира Ильина, сыгравшего в картине доктора Рагина наших дней, будет преследовать вас днем и ночью повсюду, когда вы будете идти в толпе или когда останетесь наедине со своими мыслями. Взгляд не осуждающий, ничего не навязывающий, но все понимающий и просвечивающий вас насквозь...
Карен Шахназаров рассказал чеховскую историю с бесстрастием доктора, привыкшего ежедневно ставить смертельные диагнозы своим пациентам. Только в данном случае в роли пациента выступил не отдельный человек с руками, ногами, ушами, бредовыми мыслями и навязчивыми идеями, а все общество с явно выраженными симптомами массового безумия, отторгающее существо разумное и здравомыслящее как аномалию.
Слабым утешением здесь может служить разве тот факт, что со времен написания Чеховым "Палаты N6" мало что в этом отношении изменилось. Уездный город N поменялся на какой-нибудь M, герою вместо Кисловодска сделали предложение поехать отдохнуть в Анталью, прежде чем объявить его умалишенным; а в остальном чеховский текст в сценарии Александра Бородянского и Карена Шахназарова не переписывался: диалоги именно в том виде, в котором они написаны у Антона Павловича, только перенесли в наши дни и поместили в реальную жизнь реальной психиатрической лечебницы. Да и персонажей одели в современные костюмы и ныне действующего психоневрологического интерната. Принципиальный момент был в следующем: в начале фильма показывают три документальных интервью с пациентами клиники, а в конце истории доктору Рагину дарят утешительный финал, который, если верить легенде создания картины, дописали по просьбе одного из пациентов лечебницы, где она снималась. Мол, хорошо бы не убивать Рагина, а подарить ему если не надежду, то по крайней мере шанс на нее. Вот Рагина и посадили в финале фильма рядом с наряженной елкой встречать в доме сумасшедших новый 2008 год. Дали в руки подарок от администрации лечебницы (нелепый, правда, но психоневрологический интернат - это точно не то место, где смотрят в зубы дареному коню) и послали в его жизнь, кажется, некое подобие ангела - самую красивую девушку из числа пациентов другого отделения, которая подошла и пригласила его на белый танец на импровизированном новогоднем празднике для сумасшедших.
Владимир Ильин одними глазами способен передать и величайшее разочарование в жизни, и беспросветную скуку вереницы будней провинциального города, и забрезжившую надежду в шаге от пропасти. А ведь изначально - двадцать лет назад, когда задумывался фильм и деньги на него давали итальянские продюсеры, роль предназначалась Мастроянни.
Почему доктора Рагина сыграл не Мастроянни, а Владимир Ильин, на Московском международном кинофестивале рассказал режиссер Карен Шахназаров:
- Это странная история. И очень долгая. Двадцать лет назад итальянский продюсер предложил сделать картину, в которой изначально должен был играть Мастроянни: у продюсера был с ним контракт. Тогда нам с Александром Бородянским пришла в голову "Палата N6", и мы написали этот сценарий. Потом полтора незабываемых месяца мы с Сашей (Бородянским. - Прим. ред.) провели в Риме; первые полдня мы спорили с продюсерами, а потом предавались созерцанию всевозможных красот города. Итальянской стороне хотелось более традиционного кино, более костюмированного, и, кстати, я думаю, наверное, они были правы, потому что для Мастроянни в такой концепции принимать участие было бы неорганично. Но после долгих препирательств мы все решили оставить так, как есть. Но какие-то сомнения, конечно, у нас остались. И несколько лет назад я Саше сказал: "Может, вообще зря мы упирались? В принципе сделали бы картину с Мастроянни - неслабый персонаж в кинематографе..." Но сегодня я рад, что в результате мы сняли картину так, как задумали. Я думаю, все на самом деле правильно получилось...
Как мы работали с душевнобольными людьми? Нормально работали, это замечательные люди, просто у них есть те или иные отклонения и, к сожалению, большинство из них с совершенно ужасной судьбой. Надо сказать, что душевнобольные люди в отличие от нас, здоровых, отличаются очень естественной реакцией. Они как дети. И в этом смысле они всегда выше нас. Они делают что-то сознательно, что-то несознательно. Но эта тема присутствует и у Антона Павловича... Шизофрения, больные люди - это вопрос философский, конечно... Но другое дело, что их существование что 20 лет назад, что сейчас катастрофически ужасное. Попадая в подобные места, видишь, что эти люди, как правило, брошены. У них нет ни документов, вообще ничего нет, и они всю жизнь живут так. Если бы как-то мы все постарались сделать так, чтобы хотя бы материально они жили более пристойно, чем сейчас... Более того, я думаю, что большинство из них, если бы были созданы определенные условия, вполне могли бы стать нормальными гражданами общества, а сегодня они обречены... Я не могу сказать, что, снимая "Палату N6", я собирался переустроить мир. Думаю, и Антон Павлович не собирался этого делать, он был слишком умным для того, чтобы ставить перед собой такие цели. Он описал эту историю так, как он ее увидел, а я снял так, как я хотел. И если она вызывает сострадание и какие-то эмоции у зрителя, я считаю, что моя задача выполнена.