В среду при обсуждении правительственного законопроекта о торговой деятельности, подготовленного минпромторгом, премьер-министр Владимир Путин принял решение документ переработать.
Через 10 дней созданная рабочая группа под руководством первого вице-премьера Виктора Зубкова должна представить новый вариант главного торгового документа страны.
Он будет сделан с учетом альтернативного документа, подготовленного депутатами фракции "Единая Россия" совместно с основными производителями продуктов питания. Как сказал вчера журналистам Виктор Зубков, окончательная версия поможет "соблюсти баланс интересов всех сторон, а главное - справедливые цены в магазинах".
Напомним, что работа по чрезвычайно спорному документу велась почти два года. В минпромторге, представившем вариант закона в правительство, надеялись, что конфликт ведомственных интересов исчерпан. Однако совещание у премьера показало, что компромисса пока нет.
Вот как прокомментировала вчера ситуацию "РГ" министр сельского хозяйства Елена Скрынник: "В законопроекте, на мой взгляд, необходимо отразить три ключевых момента. Во-первых, устранить дискриминационный доступ поставщиков в торговые сети. Одним из способов решения этой проблемы может стать заключение типового договора, который обеспечит прозрачные условия реализации товара и определит предельные допустимые сроки возврата средств. Во-вторых, предусмотреть нормы антимонопольного регулирования о снижении порога доминирования розничных сетей. При этом необходимо усилить контроль за выполнением антимонопольного законодательства со стороны ФАС. И, в-третьих, условия поставок российской и импортной продукции в торговые сети должны быть равными. Если все эти меры будут учтены в законопроекте, мы сможем сбалансировать взаимоотношения поставщиков и торговых сетей".
Краеугольное отличие двух текстов в том, что минпромторговский не предполагает ограничений по торговой наценке, то есть, по сути, не позволяет государству влиять на цены, кроме узкого ассортимента продовольственных социально значимых товаров. Зато акцентируется внимание на процессах саморегулирования бизнеса и принятия им Кодексов добросовестных практик. В депутатском - торговцам разрешено самостоятельно устанавливать цены, но за правительством оставлено право регулировать максимальный размер торговой наценки не только на продовольственные, но и медицинские, и детские товары. Комментируя вчера "РГ" позицию "Единой России", один из авторов альтернативного законопроекта, депутат Госдумы Ирина Яровая заметила, что фракция будет "отстаивать идею государственного регулирования торговых наценок".
Тем временем позиция Виктора Зубкова остается по-прежнему неизменной. Вчера он заметил "РГ": "Мы не считаем установление предельной торговой наценки рыночной и действенной мерой. Вместе с тем новый закон должен способствовать более справедливому распределению доходности в продовольственной и товаропроводящей цепочке".
Что касается Кодексов добросовестных практик, то депутаты считают, что они снивелируют прямое действие закона и выступают за единые унифицированные типовые договоры, определяющие недискриминационные условия реализации товаров по всей производственно-торговой цепочке. Еще одна линия раздора - поддержка малого и среднего бизнеса. В минпромторговском варианте нет упоминания о квотах для малых и средних предприятий. Хотя процедура предоставления мест под нестационарную торговлю прописывается. Между тем часть депутатов предлагает законодательно установить квоту - не менее 40 процентов - для размещения нестационарных торговых объектов малого и среднего бизнеса.
По словам одного из участников совещания у премьера, вице-президента общественной предпринимательской организации "Опора" Владислава Корочкина, если в компромиссном варианте законопроекта будут учтены эти, а также многие другие претензии по основному документу, то закон о торговле получится действительно сбалансированный и общеполезный. Речь, к примеру, идет о формулировках, касающихся взаимоотношений торговых сетей с посредниками, роль которых в законе не прописана. Кроме того, в депутатском законопроекте в отличие от минпромторговского больше четкости и конструктива по срокам расчетов за товары. "Месяцами задерживая оплату, сети по сути пользуются беспроцентными кредитами, что бывает критично для производителей, особенно малых компаний", - говорит Корочкин. Однако штрафы согласно законопроекту минпромторга за недобросовестное использование денежных средств - минимальные, одна трехсотая за день просрочки. По словам Корочкина, на совещании у премьера предлагалось эти штрафы увеличить до уровня штрафов за задержанные коммерческие кредиты.
Много споров вызвала у оппонентов и трактовка в министерском документе антимонопольного регулирования. Минпромторг предложил уйти от количественных критериев определения доминирующего положения в 35, 15 процента, а прописать так называемую "ответственность за злоупотребление рыночной властью", что является ярким примером нормы непрямого действия. Кроме того, под критику попала расплывчатая норма о бонусах в торговых сетях, с помощью которых те за счет производителей и поставщиков минимизируют собственные риски.