Пикалевский конфликт, которым в начале июня пришлось заниматься лично премьер-министру, продолжается.
Проблемы в Пикалево начались задолго до того, как начали падать цены на производимую на предприятиях продукцию. Проблемы были созданы, когда разделили единый комплекс: "выковыряли изюм", цементное производство и поташ - соду, а "булку" оставили другим, и пошло-поехало… Нужно восстановить единый производственный комплекс.
Наступившее благополучие - видимое, всего лишь передышка. Так, 3 июля Московский арбитражный суд рассмотрит иск ЗАО "Метахим" о взыскании с ЗАО "БазэлЦемент-Пикалево" 427,9 миллиона рублей.
Стоп, какой суд, спросите вы. Ведь из государственного бюджета были выделены почти 60 миллионов рублей на зарплату рабочим, на запуск ТЭЦ, на закупку сырья, на продуктах от переработки которого кормятся заводы ЗАО "Метахим" (в собственности ООО "Управляющая компания "СевЗапПром") и "Пикалевский цемент" (в собственности ЗАО "Евроцемент Групп").
Немного из истории. В середине ХХ века была разработана уникальная технология безотходной переработки нефелинового сырья на глинозем, соду, поташ, галлий и цемент. Поступательное развитие градообразующего предприятия превратило Пикалево из рабочего поселка в город с развитой инфраструктурой.
В трудные 90-е годы предприятию удалось не только выжить, но и войти в двести крупнейших предприятий России.
Отправной точкой в критическом повороте истории Пикалевского комбината стал 2004 год. Именно тогда Пикалевский комбинат как единый комплекс перестал существовать. Владельцы - господа Александр Бронштейн и Александр Утевский, - раздробив его, продали комбинат по частям.
В результате ряда сделок господами Бронштейном и Утевским и было образовано ЗАО "Метахим", включающее самые рентабельные производства бывшего уже Пикалевского комбината и Волховского алюминиевого завода. Александр Бронштейн, будучи в то время и членом совета директоров СУАЛа, подписал с "Метахимом" невыгодный для этой компании договор. А именно, СУАЛ, тогдашний владелец Пикалевского ПО "Глинозем", обязался поставлять "Метахиму" в лице генерального директора Александра Утевского карбонатный раствор в течение 25-ти лет по фиксированной цене в рублях!
СУАЛа уже давно нет, его правопреемник - "БазэлЦемент", а договор действует. И сегодняшний анализ ситуации в Пикалево ясно показывает, что владельцев "Метахима", спровоцировавших практически все дальнейшие события, больше ничего не волнует. Первый - Александр Утевский - в любой момент может уйти на покой: капитал накоплен, да и возраст уже пенсионный. Второй же - Александр Бронштейн - номер 97 в списке "Богатейших бизнесменов России". И им, вероятно, не столь важно, на какие средства работники предприятий в какой-то там Ленинградской области будут кормить свои семьи, ведь сами-то они могут без сожаления оставить не одну месячную зарплату рабочего за один ужин в ресторане, их кошельки от этого не станут тоньше.
На самом деле проблемы в Пикалево можно было спрогнозировать и остановить давно. Hо в 2004 году - при дроблении единого производственного комплекса на части - никто не усмотрел (или не захотел усмотреть) в действиях бизнесменов подвоха. A они виртуозно провели дележ одного технологического комплекса на части: проблемные выгодно продали, а сверхприбыльные - содо-поташное производство в Пикалево и химическое в Волхове - оставили себе.
Но это был 2004 год. И именно он, а не осень 2008-го, стал началом сегодняшних проблем. Осенью проблемы переросли в конфликт. Тогда "Пикалевский цемент" и "Метахим" вдруг не получили сырье. И затрубили в фанфары! "БазэлЦемент" в одностороннем порядке нарушил все договоры! Как рассказала журналистам пресс-секретарь "БазэлЦемента" Светлана Андреева, зависимые от них предприятия покупали у них сырье за мизерные деньги, получая при этом сверхприбыли: "Нам пришлось разорвать контракт. А на заключение новых другие компании не шли".
Оставшись без сырья, все три производства в декабре прошлого года встали. Что и послужило причиной социального взрыва в Пикалево - тысячи людей остались без работы, без средств к существованию. Далее события развивались по спирали - митинги, штурмы администрации.
К пикалевцам приехал Владимир Путин. Как и что он решал, мы все помним. Одно обращение премьера к губернатору, местным чиновникам и собственникам чего стоит. Помним, как грозно выговаривал губернатору Ленобласти Bалерию Сердюкову, главе "Базэла" Oлегу Дерипаске. Но не помним господина Утевского, который присутствовал на совещании, но сидел настолько тихо, что его и не заметили представители СМИ, а господин А. Бронштейн вообще не явился.
А чего суетиться хозяевам "Метахима"? Поташа они напроизводили достаточно и прекрасно его продают. Ведь сейчас бесхлорным поташом обеззараживают бассейны по всему миру, и банка этого вещества, которое кидают в домашние бассейны, чтобы не цвела вода, стоит солидных денег. Хозяева "Метахима" более чем обеспечены - но не за их ли богатство сейчас платят пикалевцы? Премьер сказал свое слово. Все подписали договор серветута (ограниченное право общего пользования частными, но нужными всем объектами инфраструктуры, например железной дорогой, по которой грузы подвозят предприятиям и т.п.).
Было видно, что Олег Дерипаска с трудом пошел на договор. На самом же деле "БазэлЦемент" (наследство от СУАЛ’а) для Олега Дерепаски - только убытки. При этом "БазэлЦемeнт", работая в убыток, отчислял городу Пикалево самые большие налоги - 310 миллионов рублей за прошлый год. А "Пикалевский цемент" и "Метахим", поскольку зарегистрированы в других городах, 2 миллиона и 11 миллионов соответственно. Эти цифры привел мэр Пикалево Сергей Вэбер на памятном совещании с участием премьер-министра.
Александр Утевский после совещания заявил о своей готовности работать по единой технологической схеме... Устно. На деле же получается совсем иначе.
Например, гендиректор "БазэлЦемент" Дмитрий Савенков сразу предложил создать холдинг, в который войдут "БазэлЦемент", "Метахим" и "Пикалевский цемент" для того, чтобы воссоздать производственную цепочку, когда-то действующую в Пикалево. Однако это предложение было воспринято без энтузиазма. Вместо этого Утевский выражает заинтересованность в приобретении "БазэлЦемента" по бросовой цене. Тем более что Олег Дерипаска уже вложил средства и переделал одну печь для производства цемента. А что - хорошо! Если завод будет у "Метахима" - тут тебе и сырье для химии, и цемент. А Московский арбитражный суд и иск?
Уже прошло достаточно времени с момента посещения Владимиром Путиным Пикалева, но слова о выковырянном из булки изюме и жадности принимают все более четкие очертания. Долгосрочные договоры так и не подписаны, и будет ли это сделано - не ясно.
На одном из заседаний кабинета министров Владимир Путин заявил, что "результатом борьбы с преступностью должны быть конкретные действия исполнительной власти". Ну и где эти результаты в случае с Пикалево? Кредиты на выплату зарплаты рабочим выдало государство. А виновники где? Не они ли борятся в арбитражном суде Москвы за упущенную прибыль?