30.06.2009 00:00
    Поделиться

    Аслан Тхакушинов: Адыгея может участвовать в подготовке к Олимпийским играм в Сочи

    Адыгея станет экспериментальной площадкой по возведению бесплатного жилья для бюджетников

    Республика Адыгея в ближайшее время может оказаться первым регионом страны, в котором всех учителей, врачей и работников культуры удастся обеспечить жильем.

    Это станет возможным, если предложение республики, освоившей современные технологии строительства быстровозводимого жилья, поддержит федеральный центр.

    Об этой инициативе и сегодняшнем положении дел в одной из самых стабильных и спокойных республик юга страны в беседе с корреспондентами "РГ" рассказывает президент Адыгеи Аслан Тхакушинов.

    Но начался наш разговор с последних драматических событий на юге России. После покушения на главу Ингушетии ситуация на всем Северном Кавказе снова оказалась в центре общественного внимания.

    Российская газета: "У Юнус-Бека Евкурова наблюдается небольшая динамика к улучшению, в целом состояние у него стабильное". Это слова из только что переданного сообщения о состоянии здоровья президента Ингушетии...

    Аслан Тхакушинов: Мы все с тревогой следим за происходящим в братской республике и надеемся на скорейшее выздоровление Юнус-Бека Евкурова. Случившаяся трагедия - следствие его огромной работы по наведению конституционного порядка в регионе. Непримиримая позиция президента республики по отношению к бандформированиям вызвала их попытку дестабилизировать ситуацию в Ингушетии.

    РГ: Глава государства призвал руководителей Северного Кавказа к совместным действиям против терроризма и улучшению ситуации в регионе. И хотя Адыгея не входит в список "достаточно проблемных зон", к которым отнесены Ингушетия, Дагестан, Чечня, Карачаево-Черкесия, вы хорошо знаете ситуацию на юге России. В какой первоочередной помощи, по-вашему, нуждаются эти республики?

    Тхакушинов: Каждую из республик беспокоят глубокие внутренние противоречия, которые могут разрешить только сами жители Ингушетии, Дагестана, то есть тех республик, где сейчас неспокойно. Искренне сопереживаем им - всегда очень тяжело, когда гибнут люди. Рецепты со стороны давать очень трудно, но на что-то сразу обращаешь внимание.

    Наиболее острая ситуация в регионе сложилась в сфере занятости. Сейчас уровень безработицы в республиках Северного Кавказа - самый высокий в России, а вот количество студентов вузов - самое маленькое. К сожалению, своевременная поддержка федерального центра отраслей, являющихся здесь базовыми, и в первую очередь АПК, немного запаздывает. Почему бы не создать, к примеру, в тех же Ингушетии и Дагестане системообразующие предприятия, где могут трудоустроиться десятки и сотни тысяч человек? А так получается, что их жители мигрируют по всей стране и даже уезжают за границу в поисках работы. Запаздывание в этом вопросе всегда потом оборачивается несопоставимыми финансовыми и политическими издержками.

    Как известно, в нынешнем году Ингушетии обещано выделить 29 миллиардов рублей на реализацию федеральной целевой программы развития субъекта. Думается, это поможет снять социальную напряженность, и возникшие трудности республика может преодолеть. А значит, спокойнее станет на всем Северном Кавказе.

    РГ: Аслан Китович, тема безработицы, насколько известно, подробно обсуждалась и во время вашей недавней встречи в Москве с президентом страны.

    Тхакушинов: Во-первых, хочу отметить, что в разговоре с Дмитрием Медведевым я почувствовал очень доброжелательное отношение к нашей республике. Адыгея - один из самых стабильных субъектов Федерации по сравнению с другими национальными регионами Северного Кавказа. Хотя, конечно, есть проблемы, как и у других, но они решаемы.

    К примеру, глава государства обратил внимание на тот факт, что с начала года у нас почти в полтора раза увеличился уровень безработицы - с 3 до 4,4 процента. Показатель по сравнению с другими регионами не настолько тревожный, но не беспокоить он не может.

    Для стабилизации положения на рынке труда в республике уже задействованы конкретные механизмы. Один из основных - заинтересовать граждан открывать малые предприятия. В принятой на нынешний год программе на поддержку этого сектора экономики заложено 60 миллионов рублей из республиканского бюджета. Около 400 жителей Адыгеи уже решили заняться индивидуальной предпринимательской деятельностью. После защиты своего бизнес-плана каждый из них может получить стартовые 200 тысяч рублей.

    Ставка налога на прибыль в республике уменьшена с 18 до 16 процентов, "упрощенка" - с 15 до 10 процентов. Для субъектов малого и среднего бизнеса размер микрокредита увеличился до 500 тысяч рублей.

    Для стимулирования развития реального сектора экономики стараемся привлекать средства из дополнительных источников. Так, по результатам первого этапа конкурса на получение субсидий из федерального бюджета в республику уже поступило 30 миллионов рублей. Общая же сумма заявки составляет 145 миллионов рублей. Часть средств пошла на открытие первого бизнес-инкубатора - своеобразного инновационного центра, занимающегося поддержкой начинающих предпринимателей.

    Кроме того, в Адыгее работает программа профессионального обучения: за год 1300 работников предприятий, которым грозит увольнение, смогут получить другую специальность. И уже сегодня наметилась тенденция к снижению безработицы. В ближайшее время мы достигнем общероссийских показателей - три процента.

    РГ: Затронувший экономику Адыгеи кризис имеет какие-то свои отличия?

    Тхакушинов: Республика в свое время не пошла по пути некоторых регионов, в том числе и крупных городов, которые сначала брали большие кредиты на развитие, а теперь оказалось, что отдавать их нечем. Некоторые предприятия Адыгеи тоже стали заложниками своих партнеров, оказавшимися не в состоянии выкупить уже произведенную продукцию.

    В этом смысле никаких проблем пока не существует - каких-то заимствований или кредитов у республики нет. Обходимся теми ресурсами, которые у нас есть. При этом все социальные выплаты сохранены в полном объеме. К тому же буквально вчера в республике полностью ликвидирована общая задолженность по заработной плате (кстати, в бюджетной сфере ее не существует уже несколько лет).

    РГ: На юге страны стартовала хлебная страда. Прошлый год для селян оказался на редкость удачным. Каким ожидается нынешний каравай?

    Тхакушинов: Буквально перед нашим разговором я побывал в Гиагинском районе на полях сельхозартели "Радуга", где началась жатва ячменя. Побеседовал с руководством предприятия и механизаторами, они планируют собрать не менее 40 центнеров с гектара. Ожидали худшего, поскольку погода в этом году преподнесла множество пасмурных дней и ливневые дожди с градом. Но то, что увидел, вселяет оптимизм. На сей раз соберем, по всей видимости, чуть меньше зерна (в прошлом году республика получила 550 тысяч тонн зерна - лучший результат за всю историю) из-за неблагоприятных погодных условий. Минимальную планку в 400 тысяч тонн наверняка возьмем. Но выращенного урожая хватит для обеспечения потребностей Адыгеи в пшенице и рисе.

    Очень кстати для крестьян были установлены фиксированные цены на горюче-смазочные материалы, которые оказались ниже рыночных. Это позволило в срок и качественно провести все полевые работы.

    РГ: Насколько эффективно, на ваш взгляд, действует республиканский антикризисный штаб?

    Тхакушинов: Такой штаб мы создали одними из первых в стране - еще в конце прошлого года. Если необходимо, принимаем оперативные решения по конкретным предприятиям и организациям. Так, в число предприятий регионального значения, претендующих на получение федеральной государственной поддержки, по нашему представлению, включены два наиболее экономически значимых промышленных предприятия Адыгеи - "Картонтара" и "Майкопский редукторный завод". А при содействии Российского соевого союза подобную поддержку получит также предприятие "Соевые продукты".

    Для фирм-инвесторов мы стараемся создать комфортную обстановку, прекрасно понимая: от них зависит создание новых рабочих мест и рост налоговых поступлений. Только за прошлый год в республику удалось привлечь на 22 миллиарда рублей инвестиций - гораздо больше, чем за все предыдущие пять лет. За два с половиной года консолидированный бюджет республики удалось увеличить с 5,7 до 10,8 миллиарда рублей.

    Несмотря на известные трудности, в городе Адыгейске запущен завод по производству блок-контейнеров "Мобиком" и панелей "ВолДом" с объемом продукции на сумму около 500 миллионов рублей в год.

    РГ: Кризис особенно больно ударил по строительству жилья. Реально ли именно сейчас решить квартирный вопрос для работников бюджетной сферы?

    Тхакушинов: Для нас это проблема номер один. В республике в очереди на получение жилья стоят более 900 работников образования, здравоохранения и культуры, из-за чего нарастает отток талантливых молодых специалистов. Только в министерстве культуры в очередниках числится 141 человек. Большинство - артисты профессиональных творческих коллективов, прославляющие имя Адыгеи на лучших концертных площадках страны и дальнего зарубежья. На гастролях - овации и толпы поклонников, дома - неустроенный быт.

    Дефицит врачей составляет более 500 человек. На селе укомплектованность врачебными кадрами составляет более 60 процентов, средним медицинским персоналом - почти 80 процентов. Во многом похожая ситуация в образовательной и социальной сферах. От решения жилищной проблемы зависит судьба здравоохранения, образования и культуры всей республики.

    Учитывая потребности нашей маленькой республики, население которой составляет всего чуть более 441 тысячи человек, и неплохие возможности строительной отрасли, это вполне реально. Стоимость вопроса - почти миллиард рублей. Дмитрий Медведев, которому я рассказал об этой инициативе, отнесся к ней с интересом. Надеемся, в правительстве наши доводы сочтут убедительными. Ведь если результат будет положительным, Адыгея станет своеобразным пионером в деле предоставления бесплатного жилья бюджетникам.

    РГ: Если посмотреть на карту, то можно увидеть, что южная граница Адыгеи находится всего в десяти километрах от сочинской Красной Поляны. Но в олимпийский проект республика, насколько известно, не включена?

    Тхакушинов: На самом деле парадокс: Адыгея - единственный регион, географически примыкающий к столице будущих зимних Игр, до сих пор никак не задействованный при подготовке к Олимпиаде-2014. А ведь для этого у нас есть все условия - горные склоны с великолепными условиями для строительства современных горнолыжных трасс (причем к ним подходят две автомобильные дороги), железнодорожная ветка, два расположенных недалеко аэропорта, гостиницы. Увы, до сих пор у нас не появилось ни одного тренировочного объекта. И такие арены пока даже не запланированы.

    Конкретные предложения об использовании рекреационных ресурсов и спортивно-туристских объектов Республики Адыгея при подготовке и проведении зимних Олимпийских игр 2014 года мы направили Дмитрию Медведеву. Реализация данного олимпийского проекта позволит нам создать более четырех тысяч новых рабочих мест, увеличить рынок сбыта продукции АПК, поднять объем туристических услуг на два миллиарда рублей.

    Справка "РГ"

    За два с половиной года Адыгее удалось увеличить консолидированный бюджет республики с 5,7 миллиарда до 10,8 миллиарда рублей. В несколько раз увеличились темпы привлечения инвестиций. В развитии территории республики участвует иностранный капитал, благодаря которому реализован крупный проект строительства многофункционального семейного торгово-развлекательного центра "МЕГА". Сегодня в республике реализуется более 40 инвестиционных проектов. Среди них - рисоперерабатывающий комплекс в Адыгейске, завод по изготовлению стройконструкций, сервисный центр и автосалон по продаже и обслуживанию автомобилей. А в этом году планируется ввести в строй три свиноводческих комплекса в Теучежском районе.

    Поделиться