Живое искусство мертвого сезона: обзор летних выставок в Москве

Лето в Москве давно уже не означает конец выставочного сезона. Закончился июнь, но жизнь на вернисажах не замирает и, если кто еще назовет Санкт-Петербург культурной столицей, то только по привычке.

В пятницу в Москву приехала очередная выставка финалистов World Press Photo Award. Год за годом лучшие репортажные фотографии становятся все кровавее и страшнее. На этот раз первые места заняли одиночные фотографии и серии на следующие сюжеты: жертва землетрясения в Китае, голодный житель Зимбабве форсирует колючую проволоку, убитый в бомбардировке Гори (Грузия), облава на наркодилеров, палестинцы спасаются от слезоточивого газа, разрушения и жертвы тайфуна, этнические волнения и т.п.; список номинаций велик. Если уж что-нибудь хорошее, как свадьба, то непременно в военной Абхазии. Становятся ли вкусы руководителей крупнейших мировых фотоагентств кровожаднее или сама жизнь показывает зубы - решайте сами. Городским детям младше 18 не рекомендуется.

Карамельный цех "Красного Октября", до 27 июля.

Для тех, кто бережет нервы, в понедельник в ММСИ в Ермолаевском, 17 открывается ежегодная выставка-смотр Мастерская-2009. Несколько десятков молодых людей, когда-либо обучавшихся в Школе Современного Искусства на Петровке, предъявят свои творческие достижения. В поисках шедевра туда идти не стоит, но возможны сюрпризы. В целом эта выставка интересна не столько с художественной, сколько с социальной и психологической стороны. Не отягощенные излишним художественным образованием авторы в простоте душевной показывают образцы наивного искусства современного мегаполиса. Очень современно, но не актуально.

Можно надеяться, что с большим успехом за актуальность борется первый выпуск Московской Школы фотографии и мультимедиа им. А. Родченко. Школа открылась 2 года назад, и теперь широкая публика наконец увидит, чему выучились ее первые ученики, среди которых и совсем дети, и опытные фотографы. Также интересно, что выставка откроется в новом пространстве, где в свое время располагался завод "Манометр" (Нижний Сыромятнический пер, 5\7, напротив "Винзавода"). В самом деле, зачем в XXI веке манометры? Искусство важнее.

И пускай молодым везде у нас дорога, даже на завод, люди с более консервативными вкусами (в рамках современного и актуального, разумеется) наверняка отправятся 30 июня на Трубниковский,22 - в новенькую Открытую галерею на вернисаж выставки "Кризис самоидентификации". Название взрослое, но и участников не пальцем делали: Юрий Альберт,  Игорь Макаревич, Влад Монро, Хаим Сокол и др.

Все - до 31 июля

В Пушкинском музее (точнее, в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX - XX веков) - забавный кунштюк: живой сюрреалист. 85-летний Войо Станич - единственный, наверное, на настоящий момент профессиональный последователь (пока таковыми не признали И. Глазунова и Н. Сафронова) де Кирико, Магритта и Дали. Впрочем, веселые картинки Станича напрочь лишены идеологических загибов почти вековой давности и  перед ними не нужно  "задумчиво стоять", как перед "Девочкой на шаре". Станич - любимый художник кинорежиссера Эмира Кустурицы.

ГМИИ им. Пушкина
"Нежная логика легкого абсурда", до 26 июля.


Иван Плющ, молодой Питерский художник-монументалист, привез в галерею Pop/off/art (ул. Радио, 6) десяток по настоящему праздничных полотен. Советские парковые скульптуры изображены на них в последней стадии своего существования или, скорее, разложения - когда они из официальных монстров превратились в почти античные древности, безрукие и безголовые. Эти уже реликтовые кадавры на картинах Плюща раскрашены в яркие по античному цвета: галстуки пионеров красные, трусы синие. По обломкам Плющ восстанавливает мифическую счастливую и веселую жизнь советского детства. На фоне условных пейзажей, залитых голубым небом, и полей до горизонта, где одиноко торчат условные же башни ЛЭП, пионеры танцуют, сплетаясь арматурой отломленных рук, безголовые, слушают старшего товарища, от которого время и хулиганы сохранили только колени и сапоги, безногие, весело гоняют мяч.

Выставку Плюща можно считать одной из первых серьезных, без глумливого юморка, попыток использовать не собственную (Плющу еще нет 30), а коллективную память для воссоздания нежизнеспособного, как показала суровая реальность, концепта пионерского детства. И чем дальше в область мифического уходит ХХ век, тем больше стоит ожидать таких романтических опытов.

Галерея Pop/off/art
ул. Радио, 6
до 18 июля