Вчера в Москве прошла презентация книги руководителя Росархива Владимира Козлова "Бог сохранял архивы России".
"Российская газета" сумела ознакомиться с этой книгой в ее электронной версии, полученной от автора еще до отправки в печать. Напечатана книга в Челябинске буквально на минувшей неделе и на свою московскую презентацию прибыла, можно сказать, вместе с приглашенными лицами. А само это событие происходило в Российском государственном гуманитарном университете, где главный архивист страны, как с полным правом можно обозначить основную должность члена-корреспондента РАН, доктора исторических наук профессора В.П. Козлова, уже десять лет руководит по совместительству кафедрой архивного дела и археографии.
И все эти десять лет, по его собственному признанию, заняла работа над книгой, которую он сам определяет как "смешение жанров": это одновременно и "мемуарное свидетельство, написанное на документальной основе", и "попытка создания некоего профессионального пособия по работе с архивными документами на фоне истории архивного дела последних десятилетий". Действительно, до сих пор даже самые известные труды по отечественной истории, общим числом уже за 160, принадлежащие перу историка-архивиста В.П. Козлова, такие, например, как "Колумбы российских древностей", "Кружок А.И. Мусина-Пушкина и "Слово о полку Игореве"", "Тайны фальсификации", "Обманутая, но торжествующая Клио", в научном обиходе неизменно квалифицируются как монографии. Однако новую книгу никак не уместить в эту рубрику, она ей слишком тесна. Через огромный массив "документов в фазе покоя, уже отнесенных к категории вечного хранения", разворачивается исследование прошлого в таком сплетении с современной политической историей, что можно не сомневаться: не только коллеги по цеху, эту книгу оценят и самые широкие круги читающих граждан России.
Не удержусь от цитирования:
"Сегодня, когда видишь разбитые окна и разрушенные стены бывших фабрик и заводов, заросшие бурьяном и кустарником когда-то цветущие нивы, разграбленные фермы или узнаешь о проданных за границу кораблях [...] архивисты страны не могут не гордиться: в самые тяжелые времена они по-своему заботились о безопасности страны, подчас не находя адекватной поддержки. Это значит, что Архивный фонд страны существует как один из символов Российского государства в составе и объемах составляющих его документов, способных обеспечить сегодня и в будущем исторические исследования по любой проблематике и с любых мировоззренческих позиций".
Эту точку зрения - что Архивный фонд страны такой же символ государственности, как ее флаг, гимн, герб, президент, - В.П. Козлов не раз высказывал публично на самых высоких уровнях и вот еще раз доказательно изложил ее в книге, обнимающей двадцатилетний период архивного дела в стране. Только в 1992-2005 гг. увидели свет 1379 документальных публикаций - почти треть того, что было издано за годы советской власти. Оказывается, это абсолютный мировой рекорд, ничего подобного в истории практической археографии еще ни в одной стране не случалось. Впервые в нашей науке наметился заметный перевес документальных сборников над монографиями, поддержанный и в читательской среде: они позволяют видеть прошлое без черноты и без позолоты, судить о нем самостоятельно, а не по подсказкам, зачастую противоречивым. Но это в тех случаях, когда с путеводителем в прошлое можно дойти до конкретно поставленной цели. А когда нельзя? Архивист Козлов, как никто другой, знает, какие залежи документальных комплексов, не представляющих никакой опасности с точки зрения защиты государственной тайны или тайны личной жизни, еще остаются в спецхране и почему их рассекречивание ведется медленнее, чем хотелось бы. "Надо потерпеть, но надо и поторопиться с разумным решением этого вопроса, памятуя, что в истории нашей страны не было ничего такого, чего не было бы в истории других известных стран мира, чем нельзя было бы не гордиться или чего нельзя было бы не стыдиться и не осуждать".
У меня все же вызвал легкое недоумение заголовок книги: сохранять архивы - хорошо, сохранить их - еще лучше, так почему же акцент смещен как бы в сторону незавершенного действия? Владимир Петрович ответил так:
- А это процесс, который не кончается никогда! Войны, катаклизмы, аварийные ситуации, все это может привести к безвозвратным утратам архивов. Но особо хочу сказать о ведомственном невежестве. В нашей стране свыше 2 тысяч государственных архивов, ведомственных - значительно больше. К началу 90-х годов в хранилищах ведомств насчитывалось около 95 миллионов дел, из которых примерно 40 процентов представляли исторический интерес, то есть подлежат вечному хранению. Однако их передача на государственное хранение поныне не завершена, и это в условиях, когда документально-информационный поток стремительно нарастает из года в год. Вот и выходит: на Бога надейся, но и сам не плошай.
- Так это вы и хотели сказать названием книги?
- Не только. Если выразить главную суть проблемы, то, как правило, во всем мире наибольшие потери архивы несут в периоды социально-политических потрясений. Ведь нередко бывает, что побеждают радикально новые взгляды на свое прошлое, тогда и появляется искус уничтожить документы, которые не соответствуют восторжествовавшим концепциям. Слава богу, Россия на этот раз прошла полосу бурь относительно спокойно и благополучно. Это вселяет надежду: значит, учится соотносить свое будущее со своим прошлым, как и наоборот.