Новости

01.07.2009 03:00
Рубрика: Экономика

Силовые инновации

Эльвира Набиуллина: надо принуждать бизнес к внедрению новых технологий

В России поставлена задача выйти из кризиса с обновленной экономикой. И определены приоритеты инновационного развития. Но для того, чтобы достичь этой цели, надо из разрозненных отдельных элементов создать полноценную инновационную национальную систему, считает глава Счетной палаты Сергей Степашин.

С таким заявлением он выступил вчера на заседании постоянно действующего финансово-экономического совещания на тему "Кризис как возможность обновления промышленного и технологического потенциала экономики".

В нынешнем антикризисном плане действий правительства на поддержку реального сектора экономики приходится около 16 процентов всех расходов, подсчитал аудитор Счетной палаты Валерий Горегляд. Но доля мер, которые будут подталкивать модернизацию промышленности, значительно меньше. К тому же законодательные и нормативные акты, которые должны сопровождать уже принятые решения, постоянно запаздывают. Рассмотрение большей части законопроектов, стимулирующих переход производства на новые рельсы, отложено на конец года, беспокоится аудитор.

"Между тем осенью новые наработки в сфере инновационного законодательства собирается представить госкорпорация "Роснано, - рассказал ее глава Анатолий Чубайс. - В России существуют зачатки инновационной экономики, но пока эти элементы не срослись в единое целое, нет внятной программы действий и целостного видения того, в чем, собственно, должен заключаться переход к инновационной экономике", - пояснил "главный нанотехнолог" страны. "При этом, - предупреждает он, - для выстраивания единой стройной системы потребуется радикальная реформа законодательных, экономических и социальных механизмов. Практически все законодательство - Налоговый, Таможенный, Гражданский кодексы - создавалось совсем в другую эпоху. Любой ученый скажет, что пробирку с опытными образцами легче провести под полой пиджака, чем оформить, как полагается по таможенному законодательству, - привел пример Чубайс. - А далее все это следует разложить на "региональную карту": выбрать наиболее перспективные с точки зрения инновационной экономики регионы и по каждому создать конкретные программы, где будут поставлены четкие задачи и ориентиры". Таких "точек роста" в стране - 10-15 регионов. При этом, правда, предупреждает глава "Роснано", существует всего один источник по поддержке инноваций - бюджет. А его возможности крайне ограничены.

"Но и увеличение госфинансирования не всегда приводит к желаемым результатам, - замечает директор Центра исследований постиндустриального общества Вячеслав Иноземцев. - Проблема - в их неэффективном использовании и в отсутствии спроса на инновации. Например, в России строится 2 тысячи километров дорог в год, в Китае ту же работу выполняют в течение 9 дней, - подсчитал эксперт. - В нынешних условиях роль государства должна заключаться не в увеличении госфинансирования, а в выработке таких правил игры, которые будут "понуждать" бизнес внедрять новые технологии и материалы. Нужны новые стандарты по энергоэффективности, качеству материалов, моторному топливу", - предлагает Иноземцев. Кстати, практически такую же идею, но на другой площадке высказала вчера глава минэкономразвития Эльвира Набиуллина. По ее мнению, необходимы "силовые методы" для "навязывания" бизнесу инноваций через государственную политику - например, технические регламенты по энергоэффективности, которые есть в каждой стране.

"Бизнес, похоже, и сам ожидает внятных сигналов со стороны государства. Пока создается впечатление, что собственники предприятий и государство движутся в разном направлении, - беспокоится представитель крупной холдинговой компании Александр Бугров. - Государство предоставляет деньги для поддержки экономики, но фактически финансируется отсталость, продлевается агония", - замечает он. В некоторых случаях, по мнению Бугрова, проще пойти на банкротство таких предприятий, а высвободившиеся деньги потратить на социальную поддержку и переобучение их работников". "Нужны системные универсальные меры в части налогового, корпоративного законодательства, в том числе законодательства о банкротстве", - соглашается исполнительный вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Мурычев.

Экономика Макроэкономика Экономика Бизнес