Хотим ли мы стать в меру трезвым народом и заработать триллион?
Именно так ставят вопрос сторонники введения государственной монополии на алкоголь. Однако у экспертов есть сомнения в том, что можно одновременно стремиться и к здоровому образу жизни нации, и к росту поступлений в бюджет от продажи алкоголя. Да и триллион рублей в бюджет кажется, по крайней мере некоторым из них, несбыточной мечтой.
При этом мало кто из аналитиков сомневается в том, что алкогольный рынок ожидают серьезные перемены. Во-первых, потому, что проблема действительно существует. Каждый год мы выпиваем, по неофициальным данным, по 15-18 литров спирта на человека, тогда как в международной практике вдвое меньшее количество выпитого каждой душой спирта считается едва ли не "точкой невозврата" для нации. С другой стороны, по официальным данным, с каждым годом россияне ведут все более трезвый образ жизни. Во всяком случае производство легальной водки сокращается. Руководитель Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз утверждает, что на самом деле ежегодно у нас в стране выпивают 190 миллионов дал водки. (Дал - декалитр - принятая на рынке единица измерений. Равняется десяти литрам, то есть это ящик с двадцатью поллитровками.) В 2007 году на легальном рынке было продано 130 миллионов дал, а на нелегальном - 60 миллионов. В прошлом году соотношение было 120 к 70 соответственно. В 2009 году, по прогнозу Вадима Дробиза, на легальном рынке будет продано 105-108 миллионов дал. Значит, доля нелегальной водки на прилавках и под ними достигнет 45 процентов.
Такую нашу тягу к нелегальной беленькой эксперт объясняет высокой ценой на легальную. На сегодняшний день из-за акцизов (себестоимость напитка и бутылки сравнительно невелика) "официальная" поллитровка не может на прилавке стоить меньше 90 рублей. А это, по мнению Вадима Дробиза, слишком дорого для 30-35 процентов населения страны.
Но одновременно это означает, что почти с половины всей выпитой водки государство не получает ни налогов, ни акцизов. В кризисные времена, когда поступления в бюджет от продажи металлов и нефти сократились, мириться с этими недоимками правительство явно не намерено. В конце прошлого года президент Дмитрий Медведев своим указом создал специальную службу по контролю за оборотом алкоголя. Но она пока еще только формируется. А "красная лампочка" уже не мигает - горит.
В последние несколько месяцев на алкогольном рынке была проведена своеобразная "идеологическая артподготовка". Во-первых, Дмитрий Медведев не слишком высоко оценил ЕГАИС - единую государственную автоматизированную информационную систему учета алкоголя. Попытки ее внедрения в практику велись с лета 2006 года. Правда, не слишком эффективно и последовательно. Возможно, потому, что сопровождались активным противодействием со стороны "пьяной мафии" и менее активным - со стороны легальных производителей спиртного.
Недавно Общественная палата подготовила устрашающий доклад о социальных последствиях российского пьянства, в котором по сути пьянство приравнено к апокалипсису. А на днях руководители думских фракций солидарно обратились к председателю правительства Владимиру Путину с предложением ввести госмонополию на алкоголь. Прозвучали предложения взять под "государственное крыло" производство спирта и даже розничную торговлю. На этой встрече как раз и прозвучала цифра - триллион рублей, которую как будто бы можно получить в казну, взяв под контроль спирт и все, что с ним связано.
Владимир Путин в целом одобрил "ход мысли" депутатов, однако оставил и возможность для обсуждения эффективности методов и средств наведения порядка на алкогольном рынке. "Российская газета" обратилась к экспертам.
Павел Шапкин, руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики:
- Между двумя задачами - пополнить бюджет и сократить социальные последствия злоупотребления алкоголем - существует, на мой взгляд, серьезное противоречие. Поставив цель увеличить поступления от продажи алкоголя, государство рано или поздно должно будет добиваться роста продаж водки и вина. А это в нашей ситуации противоестественно.
Стремление правительства увеличить собираемость налогов на рынке алкоголя понятно. Но этой цели можно добиться и без введения госмонополии. Достаточно отменить акцизы на каждый проданный литр спирта и каждую отгруженную бутылку водки или вина, которые действуют сейчас. Эта система позволяет производителям алкоголя "договариваться" с представителями контрольных органов. И поймать их на сговоре сложно. К тому времени, когда начинается расследование, спирт давно уже превращен в водку, а водка - выпита. Поэтому гораздо проще ввести вмененный налог на производственные мощности спиртовых и ликеро-водочных заводов. Оборудование - не иголка в стоге сена, его сложно утаить. Система контроля упрощается, акцизные марки теряют смысл, ЕГАИС не нужна. А собираемость налогов возрастает.
Идея введения госмонополии на оптовый оборот спирта тоже обсуждается в связи с упрощением механизма взимания акциза. Смысл идеи в том, что весь произведенный спирт закупает специально созданная госкорпорация. Она же продает его производителям продукции, содержащей алкоголь. При этом акциз становится единым, тогда как сейчас 14 процентов ставки акциза платят производители спирта, а 86 процентов - производители готовой продукции.
Однако более перспективно в России введение госмонополии на розничную продажу алкоголя. Подобная мера была введена в конце XIX века и действовала до начала Первой мировой войны, когда был введен "сухой закон". За этот период объем поступлений в бюджет от продажи алкоголя вырос чуть ли не в четыре раза.
Плюс в том, что производство остается в частных руках. Предприятия эффективно управляются, действует конкуренция.
Если одновременно установить вмененный налог на производственные мощности и предельную минимальную цену бутылки водки, система будет действовать вполне эффективно. Госмонополия на розничную торговлю алкоголем поможет сократить теневой оборот. При этом надо иметь в виду - алкоголь подорожает. Точнее, исчезновение нелегального алкоголя с прилавков заставит его потребителей платить больше.
Очевидно, часть населения в такой ситуации будет употреблять суррогаты. Но для решения этой проблемы нужно время.
Вадим Дробиз, директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя:
- На легальном алкогольном рынке нет тех денег, о которых мечтает государство. На самом деле в 1 триллион рублей оценивается весь совокупный доход на розничном рынке алкоголя. Торговле же достается из него приблизительно 30 процентов, то есть 300 миллиардов рублей. Но и их в случае введения госмонополии на розничную торговлю не удастся просто засчитать в доход государства. На эти деньги торговля живет и развивается. На каждой из 220 тысяч торговых точек, реализующих алкоголь, работает по 4-5 человек. В среднем им нужно платить хотя бы по 10 тысяч рублей в месяц. Иными словами, получается, что 130 миллиардов рублей в месяц уйдут только на зарплату. А есть еще аренда помещений, коммунальные платежи, развитие. Государство просто проест львиную долю вырученных денег.
Сегодня с легального алкогольного рынка оно собирает акцизов на 75 миллиардов рублей. А можно было бы 90 миллиардов - 15-25 миллиардов рублей ежегодно остаются несобранными именно с легального рынка.
Если же стремительно легализовать весь рынок алкоголя (что маловероятно), государство может получить в виде акцизов 155 миллиардов рублей в год.
Рассматривается и возможность государственной монополии на производство спирта. Его в России требуется 850-900 миллионов литров в год. Каждый литр продается по 50-60 рублей. Таким образом, вся операция принесет государству меньше 50 миллиардов рублей. Если не считать необходимости содержать и развивать спиртзаводы. А если считать, то не более 30-35 миллиардов рублей в год.
В Германии закупку спирта ведет государственная компания. Однако она не взимает с него акциз, а, напротив, платит производителям более высокую цену, чем предлагает рынок. Речь идет о поддержке спиртовой отрасли методом государственных интервенций.
В Скандинавии и 16 штатах США действует государственная монополия на продажу алкоголя. Производство остается в частных руках или частично ведется государством, частично - бизнесом. Конкуренция сохраняется в любом случае. При этом в Финляндии, например, запрещена продажа алкоголя в выходные и праздничные дни. И везде госмонополия сопровождается высокими ценами на крепкий алкоголь. Пиво крепостью менее 3,5 процента под госмонополию не попадает.
За 30 лет в Швеции таким методом удалось переориентировать население с северного типа потребления алкоголя на южный. Сейчас в пересчете на спирт 70 процентов алкоголя шведы потребляют в виде слабых напитков и только 30 процентов - в виде крепких. А раньше пили так же, как мы сейчас - не меньше 60 процентов выпитого приходилось на водку.