Широко известно, что английская королева Мэри, бабушка правящей нынче королевы Елизаветы II, носила на голове роскошную Владимирскую тиару из коллекции Великой княгини Марии Павловны и затем передала ее по наследству внучке Елизавете.
Впечатляющая коллекция драгоценностей Великой княгини была вывезена за границу в разгар революции в результате блестяще проведенной операции. Разыгранная в духе бондианы, эта операция была проведена британским дипкурьером Альбертом Генри Стопфордом, другом Марии Павловны.
Захватывающую историю об этой операции впервые рассказывает в своей готовящейся к выходу в свет книге Уильям Кларк, бывший корреспондент британских газет "Гардиан" и "Таймс", позднее ставший банкиром в лондонском Сити. Исследовавший многочисленные архивы, дневники Альберта Стопфорда и письма Великой княгини, Кларк создал своего рода исторический детектив. Свою книгу автор назвал с эффектной простотой, гарантирующей, однако, попадание в список бестселлеров - "Тайные сокровища Романовых. Спасая драгоценности королевской семьи".
Между тем речь в ней идет, разумеется, не о спасении всех царских сокровищ, а лишь о скромной части романовских ценностей. В этом смысле исключительно повезло жене дяди Николая II, Великой княгине Марии Павловне. Повезло, что в Британии у нее был преданный и надежный друг в лице Берти Стопфорда. До революции Берти занимался дипкурьерством: доставлял частную корреспонденцию английского короля Георга V ко двору Николая II. Будучи знаком со многими знаменитыми русскими той поры, Стопфорд особенно близко сошелся с семейством Великой княгини. А Мария Павловна была великой любительницей драгоценностей и скупала для своей коллекции в Петербурге, Лондоне и Париже ценнейшие и уникальнейшие ювелирные украшения. Когда в июле 1917-го события в Петрограде подошли к точке кипения, Великая княгиня находилась в Кисловодске.
И тогда Берти Стопфорд, как истинный и преданный друг, решил, если следовать умозаключениям автора книги, лично заняться спасением ее сокровищ и проникнуть во Владимирский дворец.
Британец получил от Марии Павловны точные инструкции о том, где она хранит драгоценности, после чего проник во дворец - не исключено, вместе с сыном Великой княгини, Борисом. Из дворца Берти вынес два увесистых саквояжа, набитых деньгами и драгоценностями, и мужественно пронес их по улицам охваченного революцией города. Стопфорд отвез деньги прямиком в Кисловодск, лично в руки Великой княгини, а драгоценности, следуя ее пожеланию, переправил в Лондон.
Какова судьба спасенной коллекции? Дети Великой княгини, уже находясь в эмиграции, в бедственные 20-е годы решили материнские драгоценности продать. Коллекция разошлась по королевским домам Европы. Несколько украшений приобрела в свое время английская королева Мэри. Правда, во Владимирскую тиару, сделанную русским императорским ювелиром в 1870 году, Мэри предпочла вместо жемчужин вставить изумруды.