Елена Мизулина: Уголовная ответственность за разглашение тайны усыновления должна быть отменена

В наши дни, когда происходит процесс сближения российского законодательства с нормами западных стран и положениями Конвенции ООН о правах ребенка, все чаще заходит речь о тайне усыновления.

Одни считают, что эта тайна должна свято сохраняться, другие называют ее анахронизмом, дискредитирующим саму идею усыновления.

1 Считаете ли вы справедливой и морально обоснованной статью 139 Семейного кодекса "Тайна усыновления ребенка", которая требует скрывать от усыновленного существование его биологических родителей?

2 Как вы полагаете, не является ли закрытость процедуры усыновления источником того большого числа нарушений законности и прав ребенка, которые имеют место в этой сфере?

Светлана Сорокина, телеведущая:

1 Сложный вопрос. То, что касается тайны усыновления, в том смысле, как это решают сами усыновители и их приемный ребенок, здесь я однозначно за то, чтобы приемный ребенок знал, что он приемный. А вот что касается действий третьих лиц, то здесь не все так однозначно. И насчет биологических родителей тоже не уверена. В Европе и Америке усыновители не только не скрывают этого факта, но даже помогают выросшим детям находить их биологических родителей. Там уже стал почти официальным бизнес, когда по заказу приемных родителей проводится поиск биологических пап и мам их подросших детей. И никто не видит в этом ничего страшного.

При этом я не слышала о случаях, когда дети уходили бы к своим биологическим родителям. Просто знакомятся, интересуются, поддерживают отношения, но не более. У нас, как всегда, свои особенности. Дело в том, что многие биологические родители несут в себе некую угрозу спокойствию приемной семьи. Согласитесь, есть слишком много асоциальных элементов. Если за рубежом спившиеся, например, родители не представляют реальной угрозы, здесь они могут сильно испортить жизнь тем, кто взял их ребенка. Могут трепать нервы, отравлять существование. Мало ли что придет в голову человеку, у которого алкоголем затуманены мозги?

Вот почему, несмотря на то что я за открытость, в данном случае предпочитаю сохранять сдержанный оптимизм. Не знаю, как юристы должны отточить эту статью, чтобы она не нарушала права приемной семьи и не портила нервы детям. Мне кажется, сама статья не помеха. Каждый принимает решение сам. Если человек изначально не делает тайны ни для окружающих, ни для третьих лиц, ни для родственников, то для него статья не тормоз.

2 Да, закрытость процедуры усыновления препятствует оказанию помощи семьям со стороны государства, поскольку меры господдержки по закону носят открытый характер. Усыновители не получают никакого вспомоществования. Те, кто берет ребенка, должны решить: если это их родной ребенок, значит, они берут на себя все материальные обязательства по его содержанию. В процедуре усыновления все происходит как с родным ребенком. Если же это опека или приемная семья, значит, будет вспомоществование. Каждый сам выбирает свой путь и принимает решение. А опека, приемная семья или патронат - это как раз открытые формы, там ребенок изначально знает, что он не родной.

Елена Мизулина, председатель Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей:

1 Нет. Я считаю, должна быть отменена уголовная ответственность за разглашение тайны усыновления. Тем более жизнь показывает, что рано или поздно ребенок узнает, и это всегда для него становится шоком. На мой взгляд, если приемные родители любят ребенка, то биологические родители на их взаимоотношения не повлияют. А вот сокрытие может создать ситуацию, когда впоследствии ребенок узнает о том, что у него есть биологические родители, и почувствует себя обманутым.

Большинство членов нашего комитета считают, что по меньшей мере уголовную ответственность надо убирать, и мы такие предложения готовим. Но это не означает, что чиновник, который занимается подготовкой документов для усыновления, может эти сведения разглашать. Эти сведения должны быть защищены так же, как и тайна личной жизни.

2 Не только она, но и она в частности. Это уже пережиток. Именно потому от нее надо отказаться. Эта статья мешает тому, чтобы усыновители получали меры государственной поддержки, поскольку усыновление - тайное, а меры поддержки - процедура открытая.

Людмила Гусева, руководитель департамента семейной и молодежной политики г. Москвы:

1 Тайна усыновления относится к третьим лицам, и ребенок имеет право знать о факте своего усыновления, следовательно, и о своих биологических родителях. Этот факт не всегда сообщается ему усыновителями, а другие лица не имеют права ему сказать об этом до тех пор, пока он сам не обратится за информацией.

Иногда усыновители по причинам педагогического, морального или иного характера не считают нужным сохранять тайну усыновления и не скрывают от ребенка факта его усыновления. Это вопрос сложный и решается исключительно самими усыновителями. На Западе сообщить, что усыновили ребенка, равносильно тому, что сказать о его рождении. В Италии родители обязаны рассказать приемному ребенку правду о его появлении в семье. В Америке даже отмечают День приемных семей.

Причина тайны усыновления в России возникла из общественного мнения. Чаще всего усыновителями были бездетные пары, принимающие ребенка, чтобы стать и почувствовать себя полноценной семьей не только для себя, но и будучи зависимыми от мнения окружающих, для общества. Невозможность иметь собственных детей воспринималась общественным мнением как ущербность.

Сейчас ситуация иная. Усыновление детей, оставшихся без попечения родителей, принимает в обществе совершенно новый облик. Усыновляются дети самых разных возрастов, и самое важное - усыновители объединяются в организации, которые могут помочь и предложить решение самых трудных вопросов. Я считаю, что статья 139 Семейного кодекса не мешает адекватному восприятию процедуры усыновления.

2 Процедура усыновления ребенка охраняется законом, но она не закрытая. Главное - волеизъявление усыновителей, разглашать тайну усыновления можно с письменного согласия усыновителей. Специалисты в сфере опеки и попечительства муниципалитета, суд, прокуратура, органы социальной защиты населения, паспортный стол ЕИРЦ, паспортный стол ОУФМС и другие организации вовлечены в процесс подготовки и проведения усыновления. Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за ребенком по месту его проживания.

Я считаю, может случиться так, что ребенок все равно узнает правду, так пусть ее расскажут любящие его люди, убежденные в том, что усыновление - это счастье.

конкурс

Минюст набирает кадры

Министерство юстиции проводит конкурс, формируя кадровый резерв для замещения вакантных должностей федеральной государственной гражданской службы центрального аппарата своего ведомства.

Подробная информация размещена на официальном сайте министерства www.minjust.ru