"Психология игры и волшебной сказки" - учебный курс под таким названием разработал для студентов Белгородского госуниверситета кандидат психологических наук Сергей Чеботарев.
Как показывает опыт психолога, сказка не только позволяет выявить волнующую человека проблему, но и может стать своего рода терапевтическим средством.
Сама идея использовать сказку в психологической практике возникла у Сергея Чеботарева еще в студенческие годы. На протяжении последних десяти лет он не без успеха применяет этот метод в работе с малышами, подростками и даже со взрослыми.
- Умение придумывать сказочные истории, то есть строить образы с помощью слов, заложено в нас изначально, - убежден психолог. - В сказке мы усваиваем "соль" национальной культуры: образцы поведения, понимание добра и зла, способы решения проблем.
В свое время Сергей Чеботарев неоднократно использовал сказку для того, чтобы выяснить настроение своего сына. В 4-летнем возрасте малыш придумал себе диковинного зверя - Штутурку, про которого известно, что он маленького роста, живет в лесу и любит играть. Первая реакция родителя - сообщить ребенку, что такого зверя в природе не существует. Но Сергей Сергеевич сдержался и попросил сына рассказать ему еще что-нибудь про зверька. В ходе разговора выяснилось, что малыш неосознанно идентифицирует с этим зверьком… себя.
Внимательный отец тут же придумал, как использовать этот факт. К примеру, если ребенок грустил, но утверждал, что у него все хорошо, папа справлялся: "А как там дела у Штутурки?" И слышал в ответ: "Штутурке скучно. У него голова болит и ему играть не хочется".
Способ действовал безотказно лет до шести - в этом возрасте ребенок наконец сам осознал незримую связь между собой и выдуманным другом.
По словам Сергея Чеботарева, сказка обращается не столько к сознанию человека, сколько к подсознанию, "внутреннему ребенку". Одним из его клиентов была 5-летняя девочка, которая незадолго до этого обожгла ногу и панически боялась на нее наступать, хотя к тому моменту нога уже была здорова. Психолог посоветовал маме сочинить вместе с дочкой сказку, в которой любимый персонаж девочки - гномик - гулял по лесу и помогал тамошним зверям перейти речку по мостику, затем по камням и, наконец, вброд. Терапевтический эффект был поразительным: в тот же вечер девочка стала наступать на ногу, а на следующий день уже вела концерт.
Впрочем, сказку можно использовать и в работе с вполне взрослыми людьми, которые не решаются раскрывать душу специалисту. Пару лет назад одиннадцатиклассник рассказал психологу сказку собственного сочинения, в которой фигурировала пропасть с маленьким подвесным мостиком. Парень боялся в эту пропасть свалиться.
Оказалось, выпускника страшат предстоящие вступительные экзамены. Посредством сказки он неосознанно реконструировал свой страх в символическом виде. Психологи предложили "переписать" сказку. В новой версии хлипкий мостик превратился в мост на сваях, а пропасть - в небольшой овраг. Сказкотерапия помогла: парень поверил в свои силы, перестал бояться и без особого труда поступил в вуз.
Кстати
Ученые утверждают: сказки отражают особенности национального сознания. Простой пример - славянские и скандинавские мифы. Велес, победивший Змея Горыныча, называет его названным братом после того, как последний просит о пощаде. Таким образом, отечественный миф демонстрирует установление вассальных отношений. В скандинавском мифе в аналогичной ситуации потерявший волшебный молот герой обманом получает его назад, а затем уничтожает не только своего противника, но и всех людей в округе, дабы не осталось памяти о его позоре. Здесь мы видим два варианта взаимодействия с другими народами в условиях конфликта, убежден психолог. Именно поэтому восточные славяне в итоге смогли построить многонациональное государство, а наследники викингов - нет.
В общении с маленькими детьми лучше всего использовать именно народные сказки - они уже "обкатаны", словно речная галька, и в них отсутствуют личные проекции.
При этом Чеботарев советует: сказку нужно не только читать и рассказывать, но и "разбирать" после прослушивания.
К примеру, всякий родитель опасается за свое чадо: как научить своего ребенка общаться с чужими взрослыми? Этот важнейший элемент личной безопасности должен "прививаться" именно в семье - ведь малыш доверяет, в первую очередь, именно родителям. Просто напугать ребенка - нельзя: будет бояться всех посторонних взрослых без исключения. Молчать - тоже нельзя. Как тут быть?
Конструктивный образец поведения предлагает едва ли не самая известная русская сказка - "Колобок". Маленький, самонадеянный, непоседливый - с ним идентифицирует себя любой ребенок. Колобок вежливо здоровается со всеми зверями (читай - взрослыми), но на их предложение съесть его (в современных реалиях - "пойдем, малыш, я тебя конфетами угощу") твердо отвечает "нет" и убегает. Один раз он поддался на уговоры Лисы - и Колобка не стало. Мораль: с незнакомцами нужно быть вежливым, но идти у них на поводу не следует.
А вот с литературными сказками гораздо сложнее: авторы неосознанно проектируют на них свои психологические проблемы, а потому "передозировка" таких историй чревата психологическими проблемами для ребенка. Пример тому - грустные сказки Андерсена, который сам был глубоко несчастен в личной жизни. Поэтому идея диснеевских аниматоров переписать финал "Русалочки", изменив трагическую развязку на "хэппи-энд", не так глупа, как может показаться на первый взгляд.
Наталья Куманичкина, психолог
Расхожая фраза - все болезни от нервов - является абсолютной истиной. Психологи, психотерапевты хорошо знают, сколько проблем со здоровьем возникает у человека, который переживает стресс.
Правда, неприятности все преодолевают по-разному: оптимисты, как правило, получают положительный опыт, пессимисты новое разочарование и недомогание.
В последнее время к депрессии и хандре прибавился кризис и тревога за то, что изменится привычный уклад жизни. Кого-то сократили, кто-то боится потерять рабочее место. Не самые лучшие времена. Но у любой медали - две стороны.
И если мы не можем изменить ситуацию, попробуем изменить свое отношение к ней.
Речь идет о разумном оптимизме и о том, как помочь самому себе. А это требует определенных усилий, проще всего постоянно жаловаться на судьбу и ничего не менять.
Как известно, безвыходных ситуаций не бывает. Поэтому после первого стресса начинаем строить планы на ближайшее будущее, выбираем способы действия.
Лучше всего это сделать на бумаге - визуализация помогает четко осознать и подкорректировать выход из сложившейся ситуации. Можно описать все, что тревожит в данный момент и как изменится жизнь, если это все-таки произойдет. Посмотрите свои записи через несколько дней. Это будет взгляд со стороны, который поможет полностью пересмотреть ситуацию. Такое упражнение помогает выплеснуть все негативные эмоции и приступить к анализу мыслей, не дающих покоя. Сократите хотя бы на время поток негативной информации, будь то телевизионные новости или рассказы близких о своих неприятностях.
Подумайте о своих детях, у которых вы можете провоцировать стрессовое состояние. Брошенное в разговоре "меня уволили, и нам завтра нечего будет есть" ребенок воспринимает буквально, и для него это становится катастрофой. Любые трудности в семье переживаются и малышами. У них, так же как и у взрослых, меняется привычный образ жизни. Объясните ребенку, что это временно, что поездка на юг или покупка велосипеда просто откладываются.
И наконец, запомните десять простых правил, следование которым обязательно приведет вас к благополучию и душевному спокойствию.
Первый шаг: решите для себя, что любая проблема преодолима
Второй шаг: Будьте благодарны окружающим людям и выражайте им свои чувства.
Третий шаг: Не сравнивайте себя с другими.
Четвертый шаг: Учитесь прощать. Если это трудно проговорить, то напишите письмо без отправителя и адресата о том, что прощаете.
Пятый шаг: Если у вас нет хобби, то найдите занятие, которое будет приносить удовольствие.
Шестой шаг: Выбирайте для себя реальные цели. А на сегодняшний день постарайтесь снизить планку желаний (все-таки на дворе кризис).
Седьмой шаг: Отмечайте мелкие радости, хорошие новости.
Восьмой шаг: Уделяйте время общению с людьми, умейте их выслушать, несмотря на собственное состояние.
Девятый шаг: Не выясняйте с окружающими, почему возникла та или иная проблема, а ищите пути изменения своей жизни в лучшую сторону.
И она обязательно изменится.