Инспекция страхового надзора по УрФО сформировала так называемую группу риска среди уральских страховщиков. В нее вошли около десятка региональных компаний, дела которых серьезно пошатнулись в связи с кризисом.
В июне уральский страховой рынок уже настигло "пренеприятнейшее известие": федеральная служба страхового надзора отозвала лицензию у одного из крупнейших в Свердловской области автостраховщиков. На долю компании приходилось порядка тридцати процентов договоров ОСАГО на Среднем Урале, немалое количество клиентов в других регионах УрФО.
Фирма разорилась, и это неудивительно: кризис заставляет людей экономить на всем, в том числе и на страховке. В 2009 году практически все уральские компании, работающие на этом рынке, отметили падение объемов собираемых премий, хотя сумма выплат осталась на прежнем уровне. По информации инспекции страхового надзора по УрФО, в целом по округу доходы компаний в первом квартале текущего года снизились на 17 процентов. Промышленным Свердловской и Челябинской областям пришлось тяжелее других - там снижение объема премий достигло 19 процентов (цифры приведены по сравнению с аналогичным периодом 2008 года).
- В связи с нелегкой финансовой ситуацией приходится менять методику надзора за страховщиками, - отметил руководитель инспекции Вячеслав Тарасов. - Мы переходим к более регулярному и частому сбору отчетности, запрашиваем дополнительные сведения. Основной показатель нестабильности - количество жалоб от клиентов: в целом по сравнению с прошлым годом он вырос в 2,5 раза.
Проблемные компании теперь под более пристальным вниманием. Это позволит оперативно выявлять тех, над кем нависла угроза отзыва лицензии, и предостерегать их от заключения новых договоров.
Впрочем, подчеркивает руководитель надзорного органа, в трудном положении оказались почти все уральские страховщики, а в группу риска вошли только десять. Как считают эксперты, решающее значение будет иметь грамотная политика руководства компаний. По мнению Вячеслава Тарасова, таким фирмам необходимы дополнительные санации, которые смогли бы повысить их платежеспособность. Выходов несколько: либо уменьшать портфель и дифференцировать его по разным видам страхования, либо искать другие ниши для развития бизнеса и предлагать новые виды услуг.
Правда, некоторые уральские компании пошли иным, не самым законным путем. Речь идет о ценовом демпинге. Так, один из екатеринбургских страховщиков снизил проценты по КАСКО на треть, и к нему потянулся поток клиентов.
- Однако после однократного подъема финансовое положение компании будет резко ухудшаться, - объясняет Вячеслав Тарасов. - Когда наступит страховой случай, в действие вступают активы, сформированные премией. Но эти резервы в связи с демпингом сокращаются, и компания не сможет осуществить все свои обязательства. Подобные случаи в УрФО зафиксированы. В конечном счете такое поведение на рынке грозит отзывом лицензии. Ведь это нарушение законов и приказов Министерства финансов, касающихся страховой деятельности.
Пострадавшими в результате неграмотных или противозаконных действий руководства страховой организации становятся страхователи. А в случае с ОСАГО - еще и участники ДТП, в которых виноваты клиенты разорившейся компании. По информации представительства Российского союза автостраховщиков (РАВ) на Урале, у фирмы, лишенной в июле лицензии, осталось более двух тысяч неурегулированных требований потерпевших о страховых выплатах. Кроме того, договоры ОСАГО этой компании продолжают действовать, а потому ожидается еще около двух тысяч страховых случаев.
Олег Цыпулин,
руководитель представительства РАВ в УрФО:
- Клиенты по ОСАГО без денег не останутся. По закону, обязательства разорившейся компании возлагаются на Российский союз автостраховщиков, и все страховые случаи будут оплачены из гарантийного фонда. А вот тем, кто заключил договор добровольного страхования, придется несладко. В этом случае включается обычная процедура банкротства, и возвращать свои деньги клиентам придется через арбитражный суд из оставшихся активов компании. А их, скорее всего, на всех не хватит.