Вчера глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев предложил малым предпринимателям взять под контроль работу трех пилотных площадок по проведению электронных аукционов по госзакупкам, которые начали работать в Москве, Татарстане и на базе Сбербанка.
Этот разговор состоялся на совместном заседании президиума общественной организации "ОПОРА России", ФАС и минэкономразвития. Малые бизнесмены с удовольствием согласились. С 1 июля сбылась их общая с Федеральной антимонопольной службой мечта. Предприниматели малого, среднего и крупного бизнеса получили право участвовать в торгах по получению различных государственных заказов, не отходя от своих компьютеров и без единой бумажки, под анонимными именами "участник N 1", "участник N 2" и так далее.
Это уже потом победитель, проходя процедуру допуска, обязан будет предоставить на проверку лицензию, раскрыть истинное название компании, а пока - полная независимость и действительно свободная конкуренция. Так, во всяком случае, в идеале задумана процедура проведения электронных торгов, досконально прописанная в поправках к федеральному закону о госзакупках. Два дня назад они вступили в силу. Как сказал Артемьев, электронные торги ограничивают возможность сговора и снижают коррупционность размещения госзаказов.
Глава ФАС Игорь Артемьев признался вчера, что эти поправки в закон удалось провести "нечеловеческими усилиями": настолько велико было сопротивление со стороны прикормленных чиновников и их многочисленных лоббистов. Теперь им придется значительно сократить аппетиты возле одной из самых щедрых госкормушек. По данным "ОПОРЫ", несмотря на кризис, откаты при размещении госзаказов через обычные конкурсы и аукционы по-прежнему достигают от 5 до 40 процентов стоимости заказа.
Предпринимательский контроль за работой трех пилотных электронных площадок антимонопольщикам нужен исключительно в предупредительных целях. Во-первых, оценить эффективность самих электронных торгов. А во-вторых, собрать, если такие будут, факты "вины" тех, кто не выполняет новые нормы закона. Например, не дробят лоты на маленькие - ведь до 20 процентов от всего объема заказа должны получать представители малого бизнеса в пользу малого бизнеса. В антимонопольном ведомстве не исключают и массу других накладок. Об одной из них, кстати, вчера предупредил бизнесмен из Челябинска. Он рассказал о таком новом изобретении чиновников, как невинная якобы ошибка в написании названий тендеров. "В слове "зерно", к примеру, пропускается буква "е", либо пишется буква "и", и тогда поисковая система Интернета дает сбой. Сразу от участия в тендере отсекаются десятки возможных претендентов. И побеждают опять же свои фирмы", - пояснил бизнесмен. По мнению Артемьева, ФАС должна быть в курсе всех подобных уловок, чтобы своевременно реагировать и пресекать их.
Кроме того, общественный контроль со стороны бизнеса необходим антимонопольщикам для того, чтобы как можно быстрее начинать форсировать решение правительства о создании в стране еще 5-7 аналогичных электронных площадок. "Больше пока не надо", - подчеркнул Артемьев. Он пояснил, что "вход" на электронную площадку для бизнесмена должен быть минимальным - несколько сотен рублей. А для этого электронные площадки должны быть ликвидны. А осенью, по словам главы ФАС, депутаты должны будут принять еще ряд революционных норм, касающихся совершенствования закона о госзакупках. С 1 июля антимонопольщикам в тандеме с минэкономразвития, к сожалению, не удалось провести поправки в закон о привлечении госкорпораций и естественных монополий к обязательному предоставлению госзаказов для малых компаний, посетовал Игорь Артемьев. Напомним, что в антикризисной программе правительства говорится о том, что до 800 миллиардов бюджетных денег должны доставаться через конкурсы и аукционы, в том числе и электронные, малым бизнесменам. "Я уверен, осенью нам удастся провести эту норму закона", - заверил Артемьев.
И тут же предложил еще одну поправку - ввести для чиновников уголовную ответственность за неразмещение госзаказа у малого бизнеса. Артемьев напомнил, что в среду Госдума проголосовала за внесение изменений в Кодекс об административных правонарушениях, которые предусматривают штраф в размере 50 тысяч рублей, если при размещении муниципального или госзаказа малые предприятия останутся ни с чем. Однако, считает Артемьев, надо вводить более жесткие наказания.