Президент Медведев:
Современное общество нельзя создать на штыках
Дмитрий Медведев признался, что испытывает умеренный оптимизм в отношении московской встречи со своим американским коллегой Бараком Обамой, и полагает, что президент США едет в российскую столицу с точно такими же ощущениями.
В среду президент Дмитрий Медведев отправится в Центральную Италию, где в разрушенном землетрясением городе Аквила пройдет очередной саммит G8. До отъезда глава государства дал интервью итальянским СМИ, которых, может, в большей степени интересовала не встреча "большой восьмерки", а российско-американский саммит, который пройдет сегодня в Москве.
"О российско-американских отношениях можно рассуждать очень долго - это одна из важнейших составляющих международной жизни, - заявил Дмитрий Медведев. - Я считаю, что в настоящий момент эти отношения начали возрождаться. Сегодня мы все испытываем умеренный оптимизм, - и российская сторона, и, как я понимаю, американская сторона".
Одной из тем саммита, как известно, станет вопрос дальнейшего сокращения стратегических наступательных вооружений, который российское руководство увязывает с беспокоящим его размещением в Восточной Европе элементов американской ПРО.
"Мы считаем, что эти темы взаимосвязаны, - повторил российскую позицию глава государства. - Потому как наступательные ядерные потенциалы, они существуют не сами по себе, а во взаимоувязке с теми средствами, которые существуют для их перекрытия, - средствами противоракетной обороны. И если мы говорим об ограничении, то мы должны понимать, как это коррелируется со средствами отражения этих ударов, со средствами противоракетной обороны".
Заверения США, что ПРО предназначена не против России, а против потенциальной угрозы со стороны Ирана, Кремль по-прежнему не устраивают.
"Все эти аргументы были придуманы для того, чтобы оправдать решения, принятые прежней администрацией Соединенных Штатов, - считает Медведев. - Кстати, без консультаций с другими членами НАТО. По сути, в двустороннем порядке". А что касается ядерной программы Ирана, то она может быть мирной только под эгидой МАГАТЭ.
В большей степени Дмитрия Медведева беспокоит ситуация вокруг ядерной программы Северной Кореи. Если Иран еще общается с остальным миром, то Пхеньян практически прервал все контакты. При этом продолжаются запуски ракет, осуществляются ядерные испытания, и все это происходит непосредственно вблизи от России. "Но это не значит, что мы должны постоянно нагнетать страсти, - считает глава государства. - Альтернативы диалогу с Северной Кореей, на мой взгляд, сейчас не существует".
Зато альтернативные возможности есть для наведения порядка еще в одной "горячей точке" мира - в Афганистане, где по-прежнему продолжается военная операция США и их союзников. Но по-настоящему результатов в этой стране можно добиться, только помогая афганцам создавать собственное государство и достаточно развитую экономику. А если использовать только военную силу, то ситуация пойдет по пути деградации. "На штыках невозможно создать современное общество, на штыках невозможно создать процветающую экономику", - считает Медведев.
От вопросов российско-американской повестки дня Дмитрию Медведеву сразу же придется переключиться на темы мирового финансового кризиса и создания новой глобальной финансовой архитектуры. Эти вопросы будут обсуждаться в итальянской Аквиле. Ведущие экономики мира для поддержки мировой финансовой системы готовы выделить международным финансовым организациям более 1 триллиона долларов. Но один раз эти механизмы уже показали свою несостоятельность. "Они должны работать по-новому, - уверен российский лидер. - Давайте действительно займемся реформированием Международного валютного фонда, Всемирного банка и других структур. Я считаю, что пришла пора действовать".
Глава государства ожидает подвижек и в вопросе создания новых резервных валют и наднациональной валюты. "Сегодня аналитики приходят к выводу, что двух и даже трех мировых валют мало", - подчеркнул Медведев. К тому же в мире достаточно сильных экономик, и в каждой части света может появиться своя региональная валюта.
- Что же касается наднациональной валюты, так называемой мировой валюты, это еще более отдаленная перспектива, но потенциально абсолютно не исключаемая, - поделился своим мнением президент России.
Во время интервью речь зашла об изменениях в системе российского правосудия, хотя скорее итальянские журналисты воспользовались этим для того, чтобы подвести президента к ситуации с Михаилом Ходорковским и его возможным помилованием. "Здесь пока нечего обсуждать, - заявил президент. - Эта процедура осуществляется в соответствии с теми правилами, которые существуют в нашей стране. Иными словами, лицо должно обратиться к президенту, признать себя виновным в совершении преступления и испросить соответствующего решения".
Заинтересовало итальянскую прессу и то, как кризис отразился на совместной работе президента Медведева и премьера Путина. "У нас товарищеские, рабочие отношения, которые связаны с теми должностными обязанностями, которые мы исполняем", - в очередной раз рассказал глава государства. За президентом принятие стратегических решений по внутренней и внешней политике, за правительством - организация работы в антикризисном режиме.
- Это очень трудная задача, и поэтому мы постоянно обсуждаем эти проблемы, - подчеркнул Дмитрий Медведев. - Но это никак не отражается на наших личных отношениях, которые остаются превосходными и которые сложились у меня с господином Путиным уже достаточно давно, почти 20 лет назад. В этом плане все в порядке.