07.07.2009 03:00
    Поделиться

    ФАС хочет навести порядок в сфере классификации гостиниц

    Экспертный совет при Федеральной антимонопольной службе (ФАС России) по развитию конкуренции в сфере туризма обсудил вопрос о механизме государственного регулирования в сфере классификации объектов туристской индустрии (гостиниц и других средств размещения) с точки зрения соблюдения требований ФЗ "О защите конкуренции". Подробности "РБГ" рассказал заместитель начальника управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Михаил Федоренко.

    - Михаил Владимирович, как в России сегодня определяется звездность гостиниц?

    - По данным Ростехрегулирования, сейчас в стране зарегистрировано 58 систем добровольной сертификации услуг гостиниц и других средств размещения. Из них реально на рынке работают только шесть. Действующие нормативные акты позволяют участникам рынка самим выбирать систему, по которой им будет присваиваться звездность. Таким образом, любая гостиница вправе выбрать любую из этих систем для получения сертификата, подтверждающего уровень гостиницы, в том числе ее звездность.

    Кроме указанных систем, зарегистрированных Ростехрегулированием, Ростуризмом утверждена система классификации гостиниц и других средств размещения, в соответствии с которой также осуществляется классификация гостиниц с присвоением звезд.

    Организацией этой процедуры занимается Центральный орган системы (ЦОС). Сейчас его функции ЦОС выполняет Некоммерческая организация "Межрегиональный фонд устойчивого развития туризма". Эта система позиционируется Ростуризмом как государственная. Таким образом, эта система имеет неоспоримые преимущества перед другими участниками рынка оценки соответствия гостиниц и других средств размещения.

    Но поскольку требования к гостиницам и другим средствам размещения в различных системах различны, одна и та же звездность у разных гостиниц может значительно отличаться, что делает практически невозможным для потребителя оценить качество предоставляемых гостиничных услуг по имеющимся сертификатам.

    Данный вопрос особенно обостряется в связи с подготовкой к сочинской Олимпиаде и в этой связи нам предстоит дать ответ Международному олимпийскому комитету на вопрос: что же в России подразумевается под звездностью?

    - Существует ли международный стандарт звездности?

    - Как такового его нет. Мировая практика весьма разнообразна. Где-то поручают проводить экспертизу независимым некоммерческим организациям, которые от лица государства решают проблему. В других странах звездность определяют органы власти.

    Удивительно все это слышать. Стоимость номера, к примеру, в том же "Хилтоне" или "Хайяте" всегда соответствует звездам на крыше гостиницы. Большое сомнение, что те же пять звезд какой-нибудь частной гостиницы даже в центре Москвы подтянутся к мировым стандартам...

    Так все и происходит. "Хилтон", "Хайят" и прочие крупные международные компании несут в себе наиболее передовые и высокие стандарты ведения бизнеса. Все понимают, что если хочешь в Европе иметь "пятерку", нужно соответствовать высокому уровню. Естественно, что известные компании, построив гостиницу в очередной стране, эти стандарты клонируют. Там речь идет о лице компании, имидже.

    Зачастую нашим гостиницам не хочется вкладывать деньги в бизнес, чтобы соответствовать уровню "Хилтона", да и экономически это не всегда целесообразно. Тем не менее желание иметь пять звезд остается. Ведь количество звезд, как правило, влияет на уровень предлагаемых цен. Поэтому отдельные гостиницы пытаются получить звезды в системах с минимальными требованиями к уровню сервиса. В итоге в проигрыше оказывается потребитель.

    - Значит, пытаются получить звезды за мзду?

    - Такие случаи вполне возможны. Не все гостиницы согласятся пригласить квалифицированных экспертов, которые будут по полной программе проверять соответствие гостиницы требованиям к номерному фонду, к техническому оснащению, к персоналу и его подготовке и так далее.

    - Что делать со старыми гостиницами, которым лет по тридцать и они полны клопов и старой мебели?

    - Нередко они либо полностью реконструируются, либо сносятся, как мы это видим в крупных городах. В любом случае, вопрос остается прежним: как разобраться в звездах и сертификатах гостиницы.

    Кроме того, вопрос реконструкции и строительства гостиниц - вопрос привлечения инвестиций в отрасль, а это - отдельная большая тема.

    - А на стоимость номеров ФАС обращает внимание? Ведь выставляют цены кто во что горазд!

    - Федеральный закон "О защите конкуренции" распространяется на хозяйствующие субъекты, занимающие долю на рынке более 35%, при этом условии ФАС устанавливает контроль и надзор за установлением цен данным участником рынка, проводит анализ их обоснованности. На рынке гостиничных услуг таких игроков пока не выявлено. В этой связи контроль за ценами на услуги гостиниц возможен только в части согласованных действий данных хозяйствующих субъектов по установлению завышенных цен, к примеру, при проведении значимых международных мероприятий. В практике рассмотрения дел ФАС России такие факты имеются. Так, Петербургским УФАС России возбуждалось дело и вынесено предписание в отношении 11 гостиниц Санкт-Петербурга, повысивших цены на свои услуги в июне 2008 года во время проведения XII Петербургского международного экономического форума.

    Еще один пример. По информации, полученной из СМИ, нам стало известно, что ряд гостиниц Москвы на время проведения конкурса "Евровидение-2009" заявили повышенные цены на свои услуги. Был проведен выборочный устный опрос гостиниц Москвы, возбуждено дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства в части согласованных действий по установлению завышенной цены на время проведения конкурса. В ходе рассмотрения дела признаки нарушения антимонопольного законодательства не были подтверждены, дело было закрыто. Тем не менее такие действия во многом позволяют объективно оценивать ситуацию с ценообразованием на рынке, предупреждать возможные попытки необоснованного повышения цен.

    - Что предлагает ФАС?

    - Мы считаем, что необходимо навести порядок в критериях определения звездности гостиниц. Должен быть разработан единый национальный стандарт. Надо создать и жесткие критерии, в соответствии с которыми будут отбираться организации, осуществляющие экспертизу участников рынка услуг гостиниц. Кроме того, необходимо определить государственный орган, который будет осуществлять контроль и надзор за всем гостиничным пространством России.

    Важно сделать понятной, четкой и управляемой эту систему. Мы предложили следующий механизм классификации объектов туристической индустрии, в том числе гостиниц.

    Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ утверждает системы оценки соответствия объектов туристской индустрии, включающие закрытый перечень требований к участникам рынка услуг с целью их аккредитации.

    Ростехрегулирование утверждает национальные стандарты.

    Минобрнауки России утверждает образовательные программы для обучения экспертов и повышения их квалификации в сфере оценки соответствия гостиниц.

    Федеральное агентство по туризму аккредитует участников рынка услуг, осуществляющих экспертную оценку; ведет реестр участников рынка, осуществляющих классификацию и сертификацию объектов туристской индустрии; отвечает за реестр классифицированных объектов туристской индустрии; осуществляет контроль соответствия объектов туристской индустрии определенным требованиям.

    Безусловно, все это предмет для дискуссии как с участниками рынка и общественными организациями, так и с заинтересованными ведомствами. В результате мы должны прийти к единому пониманию регулирования в данной сфере деятельности. Площадка Экспертного совета при ФАС России по развитию конкуренции в сфере туризма позволяет осуществить эту работу. В итоге должны быть подготовлены и внесены соответствующие изменения в законодательство.

    Поделиться