Законодатели готовятся "показать козу" свиньям и коровам, которые содержатся в личных подсобных хозяйствах граждан.
Во всяком случае, в Госдуму внесен законопроект, который позволяет властям субъектов Федерации ограничивать по своему усмотрению количество животных в ЛПХ.
Некоторые эксперты называют документ странным в условиях, когда, с одной стороны, подворье является для многих жителей деревень единственным источником заработка, а с другой, мяса и молока производится в стране меньше, чем нужно. Однако у документа есть и горячие сторонники. И у них тоже есть аргументы, от которых не так легко отмахнуться.
Инициаторами и разработчиками законопроекта стали депутаты Госдумы Ставропольского края. Они заявляют, что некоторые хозяева на своих сотках разворачивают крупнотоварное производство - заводят по 600 свиней, 1000 овец, 2000 голов птицы. Налогов ЛПХ практически не платят, так что бюджеты от этого ничего не получают. Соседи в ужасе. Владельцам десятка овец уже негде пасти свой скот. Все вытаптывают и пожирают огромные стада и отары более предприимчивых крестьян. К тому же такой размах животноводства в нескольких метрах от человеческих жилищ не соответствует никаким представлениям о гигиене и санитарии.
- Наш комитет завален жалобами от населения, - заявил корреспонденту "РГ" председатель Комитета по аграрным вопросам и продовольствию Госдумы Ставропольского края Александр Шиянов.
Вот только один пример из почты. "Спасите нас, пожалуйста! Наши соседи у себя во дворе развели огромное стадо коров и свиней.
Мы уже не можем нормально дышать - постоянно стоит смрад от испражнений животных, повсюду мусор, антисанитария и огромное количество мух", - пишет женщина из села Обильное Георгиевского района.
- Мы планируем установить в крае ограничение на уровне десяти условных голов домашнего скота, - делится планами Александр Шиянов. - В переводе на реальные "головы" это будет 40-50 различных животных во дворе. Любое ЛПХ проживет с таким количеством.
Вот что важно: депутаты ставят вопрос о регулировании количества живности только на приусадебном участке, но не на полевом. Большинство крестьян ведут хозяйство еще и за пределами села, то есть в чистом поле, где им, как положено по закону, выделяется до полутора гектаров земли. И если человек желает держать большое поголовье - пожалуйста, но только за границами населенного пункта.
Это уже не первая попытка ставропольских депутатов установить планку норм содержания домашнего скота. Дважды предложение было отклонено. После разразившейся на Ставрополье африканской чумы свиней парламентарии снова вышли в Госдуму с законодательной инициативой. "Распространителями заразы были всего два коллективных хозяйства, остальные семь - частники, у которых нет ни зоотехника, ни ветврача", - напоминает Александр Шиянов.
Главный ветрач России, заместитель руководителя Россельхознадзора Николай Власов считает, что стремление ограничить численность скота в населенных пунктах- "это правильная законодательная инициатива". Помимо антисанитарии Николай Власов наверняка опасается и новых вспышек африканской чумы, и возможного распространения пока малоизученного свиного гриппа". "Новый закон поможет навести порядок в этой сфере", - подчеркивает он.
Некоторые эксперты осторожно предполагают, что власти, помимо прочего, еще и хотят получить налоги с аграрных производств, которые пользуются дырой в праве: количество скота в ЛПХ действительно не определено законодательно. А налоги подворье платит за землю. Поэтому почти никакого экономического смысла в том, чтобы регистрировать фермерское хозяйство или ИЧП, у мелких агробизнесменов нет. Даже кредиты с началом национального проекта "Развитие АПК" личные хозяйства получают. Правда, не все желающие и ограниченные по сумме, но всё же.
Во всяком случае, председатель Комитета Госдумы по аграрным вопросам Валентин Денисов соглашается, что существует и "налоговый аспект" в стремлении законодателей зарегулировать непомерно развившиеся подворья.
Муссируется и еще одна версия. Якобы ЛПХ "заказали" владельцы крупных агрохолдингов, так как опасаются, что владельцы обильных стад через некоторое время станут активно требовать выделения земельных паев в натуре. А это может усложнить ведение, скажем, крупного зернового бизнеса.
Еще одна версия противостояния "больших" и "маленьких" связана с тем, что-де мелкие, но многочисленные предприниматели "портят рынок": где-то сбивают цену, где-то не позволяют реализовать дополнительные объемы продукции. Верится в это с трудом. На индустриальных предприятиях цены часто ниже из-за значительных объемов производства и эффективных технологий.
Однако столкновения, действительно, случаются. Несколько лет назад в Белгородской области, например, свинина владельцев ЛПХ оказалась неконкурентоспособной на рынке из-за бурного развития крупнотоварного производства. Тогда региональные власти начали серьезную программу по "профориентации" владельцев подворий. И переориентировали их на производство продукции, которая не выгодна крупным хозяйствам, - кроликов, уток, молочное животноводство.
На днях в райцентре Алексеевка открылась новая ферма. Особенность предприятия: управляться с хозяйством в несколько тысяч уток будет одна семья.
Власти участвуют в таких проектах - гарантиями, деньгами. И предприятия создают таким образом, чтобы они соответствовали всем санитарным нормам.
В общем, в Белгородской области обошлись без федерального закона, ограничивающего предпринимательскую инициативу. Ее просто перенаправили в то русло, которое считают более правильным.
Пока судьба законопроекта неясна. У него наверняка будет много противников. Все же в России 18 миллионов личных подсобных хозяйств, и ошибиться во взаимоотношениях с такой массой собственников государство не имеет права - слишком драматическими могут быть социальные последствия. Конечно, далеко не на всех подворьях ведут товарное производство. Однако у нас в стране есть районы, в которых сельскохозяйственных предприятий не осталось вовсе - одни только ЛПХ и мелкие фермеры. Просчет региональных властей в таких административных образованиях может обернуться потерей средств к существованию для всего сельского населения.
Сейчас законопроект разослан в регионы. К сентябрю оттуда в Москву поступят заключения. При этом Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу уже в целом благосклонно отнесся к законопроекту.
Справка "РГ"
Согласно Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года три четверти владельцев личных подсобных хозяйств вообще не разводят крупный рогатый скот, а у 62,2 процента нет даже птицы. Тем не менее более трети мяса, половину молока и минимум три четверти картофеля производят именно личные подсобные хозяйства.