07.07.2009 00:00
    Поделиться

    За несколько лет Россия превратилась из импортера сигарет в экспортера

    За несколько лет Россия превратилась из импортера сигарет в экспортера

    Несмотря на все старания пропагандистов здорового образа жизни, Россия по-прежнему остается страной курильщиков. Количество курильщиков и уровень потребления табака в нашей стране постоянно растут. На сегодняшний день курят 60 процентов мужчин и 15 процентов женщин, а стало быть, у табачной индустрии есть рынок сбыта. О том, как сегодня обстоят дела в отрасли, наш корреспондент попросил рассказать генерального директора Ассоциации производителей табачной продукции "Табакпром" Вадима Желнина.

    - Как кризис повлиял на отрасль?

    - Кризис влияет на табачный рынок прежде всего через ограничение платежеспособного спроса потребителей. Рост курса доллара по отношению к рублю также имеет значение, так как табак в России не растет, первичное сырье у нас импортное, и рост курса доллара повышает себестоимость. Поэтому влияние кризиса должно проявляться, во-первых, в смещении спроса в более низкие ценовые сегменты и, во-вторых, в повышении издержек производителей.

    Сейчас мы еще не располагаем полным набором статистических данных, чтобы уверенно описать эти тенденции. Можно только сказать, что общий объем производства сигарет по сравнению с прошлым годом за первые четыре месяца практически не изменился.

    - Еще не так давно Россия во многом зависела от импорта табачных изделий. Как сейчас обстоят дела?

    - Во времена СССР собственное производство сигарет покрывало только 50 процентов потребностей рынка, остальное - импорт, в основном из Болгарии. Общепризнанные в мире марки сигарет можно было купить по редкой случайности, за очень большие по тем временам деньги. В начале 1990-х в Россию пришли международные компании, которые модернизировали российские фабрики, построили новые. Этот процесс еще не был завершен к 1998 году, сохранялась высокая доля импорта, и поэтому тогда цены на сигареты сразу резко выросли вслед за долларом. К середине 2000-х процесс модернизации завершился, Россия из импортера сигарет стала экспортером, и зависимость цен на российском рынке от курса доллара стала намного слабее.

    - Объясните, пожалуйста, что происходит с ценами? Одни говорят, что на рынке останутся только самые дорогие бренды. Другие считают, что все марки подорожают в разы.

    - Как известно, рыночная цена формируется в процессе сложного взаимодействия издержек производителей и платежеспособного спроса потребителей. Номинальный уровень цен, конечно, зависит и от инфляции.

    Рост цен на табачные изделия постоянно происходил и до кризиса из-за инфляции и повышения ставок акциза. В условиях растущей экономики рост цен на отдельные марки сопровождался смещением спроса в более высокие ценовые сегменты.

    Благодаря тому, что на российском табачном рынке представлен очень широкий ассортимент сигарет, уменьшение платежеспособного спроса приводит не к снижению цен на конкретную марку, а к переходу потребителя на более дешевые марки. В нынешней ситуации рост издержек (повышение курса доллара, рост акцизов) и инфляция превалируют, и номинальные цены на конкретную марку сигарет растут. Таким образом, наоборот, наблюдается тенденция к переходу от высоких ценовых категорий к более низким. С другой стороны, повышение акцизов может привести к тому, что производство сигарет в низких ценовых категориях станет нерентабельным, и самые дешевые сорта сигарет исчезнут с рынка.

    - Как рынок распределяется между производителями? Говорят, на рынке сменился лидер?

    - До 2007 года лидером российского рынка, как и во многих других странах, была компания "Филип Моррис". В 2007 году произошла одна из крупнейших в истории мирового табачного рынка сделок: компания "Джапан тобакко" приобрела компанию "Галлахер". В результате этой сделки в России компания "Джапан тобакко" к фабрике "Петро" присоединила фабрику "Лиггетт - Дукат" и стала крупнейшим на российском рынке производителем сигарет.

    Сейчас на российском рынке около 90 процентов продукции производится фабриками, принадлежащими четырем крупнейшим международным компаниям. К сожалению, часто это подается как негативный факт и приходится слышать высказывания типа: "Все поделили между собой иностранные компании и выкачивают деньги из России". В действительности ситуация такова.

    Во-первых, не только в России, но и во всем мире доминируют крупнейшие международные компании. Наоборот, Россию отличает тот факт, что по крайней мере три российские компании - "Донской табак", "Нево-табак" и Погарская сигаретно-сигарная фабрика - смогли вывести производство на современный мировой уровень, успешно конкурируют с международными гигантами и удерживают около 10 процентов российского рынка. Для сравнения, на Украине доля международных компаний составляет около 99 процентов.

    Во-вторых, международные компании принесли в Россию около 5 миллиардов долларов прямых инвестиций, создали современное табачное производство, перевели Россию из разряда одного из крупнейших импортеров в заметного на мировом рынке экспортера табачных изделий. Следует подчеркнуть, что продукция международных компаний производится в России, налоги перечисляются в российский бюджет, на фабриках работают россияне, получают зарплату, которая значительно превосходит среднюю по стране, и имеют высокий уровень социального обеспечения.

    - Как на производство повлиял запрет рекламы?

    - Ограничение рекламы табака в России происходит поэтапно. С 1996 года запрещена ТВ-реклама, с 2007 года - радиореклама, наружная реклама на улицах и ограничены некоторые формы вспомогательных акций. Это соответствует мировым тенденциям и с пониманием принимается индустрией. Всем профессионалам известно, что реклама является средством конкурентной борьбы производителей и не влияет на уровень потребления. Конечно, сильнее всего ограничения рекламы затрудняют вывод новых брендов на рынок, но и сейчас имеются примеры успешного продвижения новых марок сигарет.

    - Что ждет отрасль в ближайшем будущем?

    - 26 декабря 2009 года вступает в силу федеральный закон "Технический регламент на табачную продукцию". Это чрезвычайно важное событие для индустрии. Сейчас отрасль проводит большую работу по подготовке к выполнению более жестких требований по содержанию смолы и никотина, а также нового для российского рынка норматива по содержанию моноксида углерода для сигарет с фильтром.

    С достаточной уверенностью можно сказать, что все производители сигарет с фильтром в нужные сроки будут готовы к выполнению новых требований. Отдельный вопрос - новые требования к содержанию смолы и никотина для сигарет без фильтра. Регламент устанавливает для них такие же нормативы, как и для сигарет с фильтром. Очевидно, что это является крайне сложной, если вообще выполнимой задачей для производителей. Правда, эта норма вступит в силу с отсрочкой в три года.

    Наряду с новыми нормативами регламент вводит новые процедуры подтверждения соответствия для табачной продукции и четко описывает процедуры рыночного контроля. В обеспечение этих процедур до конца года должны быть выпущены несколько нормативных актов правительства. Сейчас над ними идет работа, и мы надеемся, что все нормативные акты будут готовы в нужные сроки и никаких перебоев в работе отрасли не произойдет.

    Ежегодно в России повышаются ставки акцизов на табачную продукцию. Обычно к лету ставки на будущий год уже известны. В этом году бюджетные и налоговые коррективы по понятным причинам будут проведены позднее чем обычно, и пока ставки на 2010 год не обнародованы.

    В связи с присоединением России в 2008 году к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака (РКБТ) медицинская общественность призывает увеличить ставки не на 20 процентов в год, как это заложено в 3-летнем плане и соответствует паритету уровней цен на сигареты в сопредельных с Россией государствах, а в 3-5 раз. Основной аргумент - достичь уровня Евросоюза по ценам на сигареты (5-10 евро).

    Вместе с тем хорошо известно, что сильный дисбаланс цен с сопредельными государствами и вообще высокий уровень налогов создают проблему нелегальной продукции. Европейский опыт это наглядно демонстрирует, в особенности в странах Восточной Европы, где установленный для стран ЕС высокий уровень акцизов на табак не соответствует платежеспособности населения.

    Следует подчеркнуть, что широкое распространение нелегальной продукции не только наносит вред государству и обществу через потери бюджета и подпитку криминальных структур, но и противоречит прямым целям РКБТ, поскольку нелегальные производители не заботятся о выполнении нормативов по содержанию вредных веществ. И уж, конечно, нелегальную торговлю невозможно контролировать на предмет продажи сигарет несовершеннолетним.

    Сейчас российский табачный рынок является одним из самых благополучных в мире - и по данным МВД, и по нашим оценкам, доля нелегальной продукции на рынке меньше одного процента. Это не только результат эффективной работы правоохранительных органов, но во многом следствие взвешенной акцизной политики. Например, в Великобритании - островном государстве с образцовой правоохранительной системой доля нелегальной продукции составляет 15-30 процентов. А как будет у нас, с учетом протяженности наших границ, если экономический баланс будет нарушен?

    Мы надеемся, что вопрос повышения акцизов будет решен с учетом всех важных факторов, как это происходило в предыдущие годы.

    Поделиться