Нижневартовская "Югра-Самотлор" стала очередной жертвой финансового кризиса. Некогда законодатель мод в нашем волейболе, сегодня клуб из Западной Сибири вынужден отказаться от участия в розыгрыше Суперлиги будущего сезона.
Впрочем, есть, если можно так сказать в данной ситуации, и позитивный момент. Клуб продолжает жить. В следующем сезоне "Самотлор" скорее всего будет выступать в Высшей лиге "А", что, согласитесь, все-таки лучше, чем ничего. Не закроется и детская школа, подготовившая за последние годы с десяток волейболистов для различных национальных сборных и клубов Суперлиги. Однако для команды с историей, с традициями это, естественно, не тот уровень. О причинах сложившейся ситуации и о будущем "Самотлора" корреспондент "РГ" побеседовал с президентом клуба Алексеем Березиным.
Алексей Березин : Стоит напомнить, что изначально команда создавалась при поддержке местных, нижневартовских нефтяников. В 90-х клуб был одним из наиболее быстро развивающихся в стране волейбольных коллективов. У нас у первых появился клубный автобус "Мерседес", игроков одели в клубные костюмы, болельщики отправлялись на выезды команды чартерами. То есть развитие шло не только непосредственно волейбольное, но и имиджевое. Дело было поставлено так, чтобы все говорили: "Самотлор" - визитная карточка Нижневартовска. Так сложилось, что в 1997 году клуб стал муниципальным. У "Самотлора" началась другая история, которая продолжается до сегодняшнего дня. По сути, это период выживания. Если до 1997-го были знаковые спортивные успехи - победа в Кубке России, дважды бронзовые медали чемпионата, участие в финале и медали Кубка ЕКВ, то после мы исключительно боролись за место под солнцем. То есть в последние десять лет мы были сконцентрированы на создании материально-спортивной базы, на работе детской школы. И именно за счет продуманной работы в этом направлении нам удавалось держаться на плаву все это время.
Российская газета : Но силы все же не безграничные?
Березин : В том-то и дело. Этот год становится своеобразным рубежом. Сегодня у нас просто нет возможностей, чтобы по уровню бюджета и спортивного потенциала игрового состава соответствовать хотя бы приблизительно уровню Суперлиги. Поэтому принято решение, что в предстоящем сезоне команда участвовать в Суперлиге не будет.
РГ : Денег нет даже на вступительный взнос?
Березин : Нет, на взнос мы наскребли бы. Дело в другом. Понимаете, последние два-три года мы жили по аномальному финансированию. Бюджет команды составлял от 30 до 40 миллионов рублей в год. Раньше мы этих цифр не называли, стыдно было. Поверьте, это совершенно не уровень клуба мужской Суперлиги. Тем более северного клуба. Но даже в таких условиях удавалось интересно работать и выживать. Каким образом? Подрастали парни местной школы, привлекались спортсмены, которые оказывались невостребованными в других командах. Многие из них выросли в волейболистов приличного класса, после чего получали престижные и выгодные предложения из финансово устойчивых клубов и уходили на солидные контракты. Но ведь подобное донорство не может быть бесконечным. Только за последние два года "Самотлор" покинули порядка десяти молодых, перспективных игроков. Компенсировать их переход к себе новый клуб по действующему регламенту ВФВ должен чисто символически. О каком воспроизводстве спортивного потенциала в данном случае можно вести речь? Словом, на сегодняшний день у нас острейший кадровый дефицит, который финансово мы восполнить просто не в состоянии.
РГ : И теперь на ваше место придет ВК "Тюмень".
Березин : Да. Здесь, кстати говоря, есть принципиальный момент. Чтобы не было кривотолков, подчеркну: никакого переезда "Самотлора" из Нижневартовска в Тюмень нет и быть не могло! Сначала Нижневартовск отказался от участия в Суперлиге, и только после этого правительство Тюмени заявило команду на освободившееся место в Суперлиге. Федерация, надо отдать ей должное, пошла тюменскому клубу навстречу. Мы, со своей стороны, желаем волейбольному клубу "Тюмени" только успехов. Так же, как и нашим волейболистам, которые в будущем чемпионате будут выступать за команды Казани, Новосибирска, Уфы, Сургута и Одинцова.
РГ : Что же будет с "Самотлором"?
Березин : Признаюсь, мы все - руководители, тренеры, спортсмены, болельщики - до сих пор находимся в стадии осознания случившегося факта. Не буду скрывать, что в коллективе есть обида, растерянность, нервозность. Но я уверен, что клуб сохранится. Сейчас очень важно, какие задачи перед нами поставит учредитель. Учебно-спортивная база клуба в порядке, тренерский коллектив умеет и готов работать, перспективная молодежь есть. В какой бы лиге мы ни играли, будем ориентироваться на подготовку волейболистов уровня Суперлиги. Эта работа, как я говорил, налажена отлично. За последний период нашими воспитанниками завоевано около 15 медалей на европейских и мировых первенствах в сборных разных возрастов.
РГ : Александр Янутов и Евгений Сивожелез сейчас в первой сборной у Баньоли играют.
Березин : Мы очень рады за всех, кому Нижневартовск открыл дорогу в большой волейбол. А это не только игроки, но и тренеры, спортивные менеджеры, статистики, врачи и массажисты.
РГ : Скажите, все это время клуб жил только на дотациях муниципалитета?
Березин : Муниципалитет создал и содержит базовые составляющие инфраструктуры профессионального клуба: спорткомплекс, спортивную школу, спортивный интернат, транспорт. Команда же мастеров обеспечивалась исключительно за счет дополнительного финансирования из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа.
РГ : Кризис вас, к сожалению, не обошел стороной.
Березин : Он, скажем так, поставил точку. А может, запятую? Поживем - увидим!
РГ : В этом сезоне, по всей видимости, немалые силы будут брошены на то, чтобы найти частного инвестора?
Березин : Честно говоря, если таковой не нашелся более чем за 10 лет в период процветающей экономики, то иллюзий в настоящий момент по этому поводу мы не питаем. У нас много болельщиков. Главную потерю понесли, конечно, они. Но нас "ушли" из Суперлиги не по спортивному принципу, мы не проиграли! А это крайне важно для внутреннего состояния и клубных работников, и спортсменов, и болельщиков. Клубная структура "Самотлора" способна решать спортивные задачи на высоком уровне. При всех трудностях здесь всегда была команда единомышленников. Во многом за счет этого единения удавалось выдавать такие матчи, что весь город буквально боготворил спортсменов и тренеров. Поэтому в российском волейболе появились Сивожелез, Максимов, другие ребята. Сейчас нам важно сохранить присущие клубу бойцовские качества и спокойно работать. Не для того клуб создавался, развивался, завоевывал спортивную популярность городу и региону, чтобы в одночасье кануть в Лету.