Житель Балтийска Калининградской области Сергей Михайлов, придя оформлять пенсию, узнал от чиновников о собственной смерти.
Бывший моряк, всю жизнь проходивший в море на рыбопромысловых судах, и не подозревал, какой сюрприз ожидает его в пенсионном отделе.
- Принес я туда документы еще в апреле этого года, - рассказывает он. - А начальник отдела со вздохом говорит, мол, мне неприятно сообщать вам такое, но вы умерли. Вот теперь соберите бумаги, что вы живой, тогда пенсию сможем оформить.
С того момента и началось хождение Сергея Ивановича по инстанциям. Как выяснилось, его однофамилец скончался в Балтийске на другой улице еще в прошлом году. В справке следователя значилось, что умерший Михайлов (дата и год рождения совпадают) - безродный бомж. Труп похоронили, а информация о смерти гражданина была отправлена в ЗАГС, откуда уже поступила в пенсионный отдел. Как предполагает Сергей Иванович, причиной такого недоразумения могла стать утеря им восемь лет назад паспорта. Новый он получил в милиции, а старым, видимо, кто-то воспользовался. Почему выехавшие на место обнаружения трупа сотрудники милиции не установили, что документ не соответствует личности умершего? На этот вопрос, возможно, ответит прокуратура, которая сейчас проводит проверку по заявлению Сергея Михайлова.
- Я пришел в ЗАГС и попросил дать мне свидетельство о моей смерти, - продолжает рассказывать несостоявшийся пенсионер. - Мне отказали. Мол, такие документы выдаются на основании заключения медиков, которого у нас нет. "И вообще кто опознавал ваш труп? Ваша дочь?" А моя дочь от меня только и узнала, что я, оказывается, умер. Обратился в прокуратуру. Помощник прокурора, в прошлом следователь, вспомнил, что оформлял такую справку о смерти бомжа Михайлова. Эти данные, по его словам, ему предоставили в милиции. Теперь же отменить запись о моей смерти может только суд, куда он и посоветовал мне обратиться.
Иск о внесении исправлений в запись акта гражданского состояния бывшему моряку помогли написать прямо в суде. Правда, его заявление оставили без движения: не хватило свидетельства о смерти. Михайлов опять пошел в ЗАГС и прокуратуру. Однако служащие в госучреждениях, по его словам, друг на друга кивают, а время уходит. В конце июня истекает срок подачи документов на оформление пенсии. Это значит, что в течение последующих трех месяцев ему придется начинать все сначала. В отчаянии он даже рассказ написал - о похождениях "живого трупа", который начинает совершать преступления. Однако ни милиция, ни суд не могут ничего сделать, поскольку привлечь к ответственности мертвеца невозможно. В реальности же Сергею Ивановичу приходится сейчас жить на пособие по безработице в 850 рублей и прибегать к помощи родных.
Борис Родионов, прокурор Балтийского городского округа, так прокомментировал ситуацию:
- Каким образом была установлена личность умершего Михайлова, я могу сказать только после проведенной проверки. Может быть, это недоработка правоохранительных органов, а может, стечение обстоятельств. В моей практике это не первый случай. Но обычно справедливость восстанавливается.