Первый зарубежный визит Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Стамбул - в пределы Константинопольской церкви - принес потепление в делах церковной дипломатии.
Вслед за визитом в Константинополь в конце июля последует визит в пределы собственной церкви на Украине. Год назад, в дни празднования 1020-летия Крещения Руси, визит в Украину главы Константинопольской церкви Патриарха Варфоломея был обставлен как повод увести раскольническое крыло украинского православия под юрисдикцию Вселенского Патриарха. Президент Украины был явным сторонником такого сценария, сам Патриарх Варфоломей вел себя куда сдержаннее и подчеркивал в общении с покойным Патриархом Алексием II, что он понимает, что находится на канонической территории Русской православной церкви.
Поэтому не случайно первый официальный визит нового Патриарха Кирилла был спланирован именно в Стамбул.
И отношения двух патриархов во время визита разворачивались в доброжелательном и миролюбивом стиле и тоне. В публичных обращениях друг к другу первых лиц это проявилось сразу. Предстоятель Русской православной церкви выразил надежду, что его визит в Константинополь приведет к обновлению "братских во Христе отношений" между двумя патриархатами. А Константинопольский Патриарх в ответ назвал Патриарха Кирилла "ярким светильником на великом подсвечнике святой Русской кафедры" и протянул ему свою "правую руку искренней и непритворной любви". По мнению экспертов, это открывает новую страницу в московско-царьградском диалоге, и дата ее открытия - июль 2009 года.
Даже журналисты с обеих сторон были настроены на конфликты и ждали провокаций. Но не прозвучало ни тезисов Константинополя про свое первенство на общеправославном поле, ни подчеркиваний со стороны Москвы, что это первенство чисто символическое - паства Константинополя мала, а РПЦ, наоборот, многомиллионна.
Но никто, к счастью, так и не дождался на Фанаре информационной войны. Традиционно высокая риторика такого рода диалога на этот раз содержала заверения в братской любви, намерение хранить общее прошлое и сообща строить общее будущее. Тем более что вызовы секулярной эпохи требуют совместного ответа.
Прекрасной проверкой нового стиля в отношениях двух православных церквей станет визит Московского патриарха на Украину в конце июля. Реакция Фанара, взгляд которого на украинское православие отличается от отношения к этому Русской церкви, покажет, насколько неформальна и долгосрочна оттепель.
На Фанаре не просто быть православным.
- Невозможно купить иконы или иные святыни, привычных церковных лавочек при Георгиевском патриаршем соборе нет, - пишет обозреватель "Интерфакс-Религия" Елена Жосул. - Разве что у веселых турецких торговцев в ближайшем переулке: лик Спаса - на брелоках для ключей, образ Богородицы - на расшитых кошельках. Иконы и святыни продавать фанариотам особо не для кого - из полуторатысячной греческой общины Турции на богослужения в собор Святого Георгия собирается совсем немного людей, бархатные стулья в центре храма часто пустуют. От силы человек двести собралось на воскресную литургию, совместно совершенную двумя патриархами...
Тем не менее в Турции в настоящий момент находятся миллионы православных - русских, румын, болгар и сербов, украинцев и молдаван. Около двух миллионов россиян, отдыхающих здесь ежегодно, после визита Московского Патриарха, договорившегося в ходе бесед с руководством правительства Турции о развитии "религиозного туризма", могут совершать паломничества к христианским святыням.