Потомок Марка Шагала приехал в Витебск на фестиваль

Фестивальный плакат "Славянского базара в Витебске" появился на улицах Витебска задолго до открытия фестиваля и стал неотъемлемой частью местного пейзажа. Этому плакату, как и фестивалю, восемнадцать лет. И ровно восемнадцать лет назад распустился на нем шагаловский василек. За эти годы менялась стилистика плаката, его содержание, но неизменно оставался шагаловский цветок. Вот и на плакате нынешнего года васильки распустились по планете и отлетают в космические дали. В этом году "Славянский базар в Витебске" ждет гостей из 30 стран. И разлетится шагаловский василек по всему миру, чтобы напоминать о планете с названием "Славянский базар". Кстати, завтра в Витебске открывается выставка "100 работ Марка Шагала".

Накануне "Славянского базара в Витебске" корреспондент "СОЮЗа" встретился с племянником Марка Шагала - актером Геннадием Венгеровым, он прилетал в Россию на съемки фильма "Последний секрет мастера".

- Почему вы согласились работать в этом проекте?

- Главный мотив - это персонаж, которого я играю.

- Ваше амплуа?

- Я актер, играющий за рамками амплуа. Мне каждый раз интересны роли, которые полярны предыдущим. Я не хочу, чтобы мое амплуа было конкретным.

- Как ваш труд оценивается?

- Мне грех жаловаться. Я сыграл в более чем 70 картинах в Германии, Англии, Австрии, США.

- Где ваш дом?

- И в России, и в Германии. Я живу на два дома. В Германию, в Дюссельдорф, переехал с семьей в 90-м году. Благодаря своему авантюрному характеру я некоторое время работал переводчиком с белорусского в бундестаге, мне доводилось переводить и Гельмуту Колю, и тогда мало известной - в начале 1990-х - Ангеле Меркель, - нынешнему бундесканцлеру.

- Вы родом из Беларуси?

- Я родился в Витебске, все мои предки и по отцовской, и по материнской линии родились там. По архивным документам родословная нашей семьи прослеживается аж до ХVI века. Мои родители не имели отношения к искусству: отец работал бухгалтером, мать - лаборантом в медицинском институте. Окончив архитектурно-строительный техникум, я стал работать на государственном радио на белорусском языке - у меня был красивый тембр голоса и редкое в те годы хорошее знание белорусского языка. После участия в самодеятельности меня пригласили работать актером в Белорусский академический театр им. Якуба Коласа в Витебске. Затем я ушел в армию, служил в Новороссийске, потом поступил в студию МХАТ, а после студии уже не вернулся в Беларусь, стал актером театра "Современник", а затем Театра имени Маяковского в Москве.

- Родные люди в Витебске остались?

- К сожалению, все родственники на кладбище. В войну погибло много родных. Осталось несколько друзей. Я на Родине бываю редко, но город очень люблю, горжусь тем, что я из Витебска. Последний раз был в Беларуси года три назад, на могиле матери.

- А вы, живя в Витебске, бывали на "Славянском базаре"?

- Прародителем "Славянского базара" является мой педагог по самодеятельности Родион Басс. 36 лет назад он руководил драмкружком, в котором я тоже занимался. Он - гениальный организатор. В свое время Басс придумал и организовал фестиваль "Славянский базар".

- Где вы жили в Витебске?

- В центре, рядом с нынешним штабом фестиваля "Славянский базар".

- Вы пересекались с Олегом Янковским, его род тоже из Беларуси?

- Олег - великий актер. В Школе-студии МХАТ мне довелось общаться с его сыном Филиппом, который приводил своего отца к нам и показывал работы нашего курса.

- Чем отличается роль диктора в Беларуси от роли диктора в Германии?

- Языком. Мне легко даются языки. Я на трех языках - белорусском, русском, немецком - говорю без акцента.

- Любимая песня?

- Грустная белорусская песня "Купалинка".

- Это правда, что вы племянник Марка Шагала?

- Я его внучатый племянник. Моя бабушка - двоюродная сестра Марка Захаровича. У него было девять сестер и братьев, а еще больше двоюродных, среди них - моя бабушка. По стопам Шагала я не пошел, наверное, судьбу мою предопределила дата - 27 августа. Это - День кино. В шесть лет я уже снимался в массовке фильма "Три толстяка". С самим Мастером я не успел увидеться. В доме, где сейчас в Витебске Музей Шагала и галерея, жили мои предки, этот дом для меня родной.

- У вас есть склонность к живописи?

- Я рисовал в детстве. Дух Шагала, вера в то, что люди могут летать в обыденной жизни, парение над бытом - это ощущение мне передалось от Марка Захаровича.

- В чем это выражается?

- В умении посмотреть на себя со стороны, сверху вниз, с юмором, с самоиронией, взлететь над окружающей действительностью.

- Марк Шагал - ваш любимый художник?

- Конечно. А еще Шагал очень хороший поэт. Я долго гонялся за стихами Шагала на языке оригинала - идише, нашел и был поражен, какой он мастер слова.

- Жизнь Марка Шагала, на ваш взгляд, за границей была счастливой?

- Да, он прожил огромную жизнь. В целом он был счастливый человек. Он из тех художников, которые в юности осознали свое призвание и свое значение и рано перестали в себе сомневаться. Это очень завидное свойство, и дальше Шагал творил плодотворно и счастливо.