Новости

09.07.2009 08:30
Рубрика: Экономика

Метро к подъезду

Какие перемены ждут столичную подземку

Начальник столичного метрополитена Дмитрий Гаев пришел на "деловой завтрак" в "РГ" прямо с пуска по Кольцевой линии поезда нового поколения. Естественно, было интересно узнать, что же изменится с его появлением в подземке.

Кто вслед за "Русичем"?

Дмитрий Гаев: Новая модификация "Русича" создавалась с участием пассажиров. Ее предшественница эксплуатировалась четыре года на Бутовской линии. Все недостатки, которые выявились за это время, конструкторы учли.

И теперь пассажирам уже не придется жаловаться на духоту и жару, так как впервые в российском метро появился климат-контроль, как в хорошей иномарке. Говорили москвичи и о том, что сиденья в первых вагонах "Русича" низкие, а поручни - высокие, мало дверей, поэтому затруднен вход-выход. Это тоже исправлено. Появилось множество технических новшеств, очень важных, вроде повышения надежности систем управления и безопасности движения поезда.

Российская газета: Долго ли новинка останется в единственном экземпляре?

Гаев: С августа "Русичи" выйдут на Арбатско-Покровскую, Митинско-Строгинскую линии. Мы накапливаем там составы для того, чтобы в конце года открыть новый участок, длиной почти 9 километров. Из 64 поездов, обслуживающих эту ветку, одна половина будет новыми "Русичами", а вторая - предыдущих модификаций. Начиная с января, начнет обновляться и парк на Кольцевой линии. Eго полностью укомплектуют за два года.

РГ: Когда обновится весь парк московской подземки?

Гаев: У нас 4,5 тысячи вагонов. Есть срок службы вагона -31 год. Когда он истекает, на смену одному поезду приходит другой. И это будет не обязательно "Русич". Это сегодня он самый совершенный. А завтра, быть может, окажется готов к выходу поезд серии 760 или 714, 717... В последние годы Мытищинским заводом при участии наших специалистов создан модельный ряд составов. Он продолжает пополняться и сейчас, причем разработка ведется за счет собственных средств метрополитена.

РГ: А поезда без машинистов появятся в Москве?

Гаев: Автоматическими должны стать все новые линии. Техническую часть этого вопроса начнем отрабатывать с будущего года на Строгинской линии.

В очереди - 23 процента москвичей

РГ: Очень жарко и душно в вагонах Серпуховско-Тимирязевской линии, явный контраст с другими линиями. Нельзя ли что-нибудь улучшить? (Андрей Симонов, Москва).

Гаев: На серой ветке причина духоты в перегрузке. Там вагоны переполнены пассажирами на 120-130 процентов по сравнению с нормой. Поэтому для достижения комфорта линию нужно разгрузить. Для этого мы начинаем продлевать Бутовскую линию от "Бульвара Дмитрия Донского" в сторону Калужско-Рижской линии. В результате поток пассажиров из Щербинки и Южного и Северного Бутова рассредоточится. Часть его сядет на Серпуховско-Тимирязевскую линию, а 40 процентов уйдет на Калужско-Рижскую. Таким образом, дышать на юге станет легче.

На севере заканчивается строительство станции "Марьина Роща" Люблинско-Дмитровской линии. От нее мы пойдем через станцию "Петровско-Разумовскую" и дальше на "Лихоборы", также сняв часть потока с серой линии.

РГ: Давайте вспомним о 23 процентах москвичей, которым до метро приходится долго ехать. У кого в этом году исполнится мечта жить поближе?

Гаев: У жителей района Митино. Они получат три станции: "Мякининскую", "Волоколамскую" и "Митино". Пуск последней планировался на 2011 год. Я пришел к мэру и говорю: в 2009-м мы дойдем до "Волоколамской", но могли бы пустить и "Митино". Нужны деньги, которых нет в плане. Лужков сказал: начинай, я найду их. И нашел.

РГ: Вы обещали открыть также "Достоевскую" и "Марьину Рощу".

Гаев: Откроем в первом полугодии следующего года.

РГ: А когда построят "Пятницкую"?

Гаев: Со следующего года начнем работу. Ее в плане не было. Но мы походили по Митино и поняли, что крайне нужна еще одна станция на пересечении Митинской улицы с Пятницким шоссе - подхватить дальний край Митино, а затем Зеленоград.

РГ: Когда метро придет в Жулебино? (Дмитрий Кононов)

Гаев: Дойдем до Новокосино, через год будем в Жулебино. Начало работ по плану там - 2010 год. Что интересно. Когда этот проект проработали, то поняли, что из Новокосино можно удачно выйти в Кожухово, в этот жуткий мешок, откуда людям выехать практически невозможно. Для этого нужно продлить Калининскую линию, пройти под кладбищем и лесопарком. И тогда на трассе длиной 5 километров разместится две станции, с которых, как и в Митино, можно подхватить население всего района. Так что жителям Кожухова потерпеть осталось до 2015 года.

РГ: Продвигается ли проект Третьего пересадочного контура?

Гаев: Да. Архитектурно-планировочное задание согласовано, сейчас документация передается на конкурс для разработки проекта. С 2011 года должны приступить к подготовительным работам. Если метрополитен будет финансироваться столицей и федеральным центром 50:50, чего я давно добиваюсь, в 2015 году третий контур придет на "Савеловскую". Если этого не произойдет, то лишь до "Полежаевской".

И снова - деньги, деньги

РГ: Проблема, как всегда, в финансировании?

Гаев: В Москве действительно создан очень мощный кулак подрядных организаций, полностью переоснащенных для метростроения. В результате появился цикл, при котором линия любой длины строится 2,5 года, если она мелкого заложения, и 4 года, если глубокого. При условии, что есть деньги.

РГ: И сколько их у вас и где?

Гаев: Москва свои обязательства выполняет. Если финансирование остальных программ в городе снижено на 50, то метростроения - всего на 15. С федеральным бюджетом ситуация хуже. Из 70 миллиардов, выделенных им на всю Россию, столице досталось 9,1 миллиарда. И это при том, что постановление правительства РФ по поводу финансирования 50:50, в этом году впервые все-таки было подписано. Проблема в том, что Россия ведет счет не от территории, а от своей доли. Если следовать этому документу, то и Москва должна в этом году выделить те же 9,1 миллиарда. Тогда мы имели бы всего 18 миллиардов рублей, а у нас есть 32 миллиарда.

РГ: А свои средства у метрополитена есть?

Гаев: Разумеется. Но проблема в том, что из-за кризиса в этом году ежедневно не приходят в метро примерно 600 тысяч пассажиров. Причем не гости столицы, с билетами на одну-две поездки, а системные пассажиры. В итоге на июнь пассажиропоток снизился на 7,3 процента. Значит, за год не доберем около 3 миллиардов рублей. Как компенсировать их потерю? Мы не можем, например, уменьшить финансирование мер по повышению безопасности. Приходится сокращать работы по модернизации системы автоматической оплаты проезда и другие.

РГ: Кадры сокращаете?

Гаев: Наоборот. Вводятся новые мощности. Еще 1200 человек набираем и обучим новым профессиям.

РГ: Из гастарбайтеров?

Гаев: Не поверите, но на всем метрополитене нет ни одного гастарбайтера. Жителей Подмосковья и то меньше становится: в начале 90-х годов было 56 процентов, но вот уже четвертый год больше половины - москвичи. Сказываются стабильная работа, приличные условия труда плюс соцпакет - поликлиника, путевки в санатории и в лагеря для детей. Назовите хоть социализмом, хоть коммунизмом, но мы это сохранили.

РГ: А зарплата?

Гаев: Средняя - 39 тысяч рублей. У машинистов со стажем 70-75 в месяц, у первогодок - 32 тысячи, но через год и у них начинаются выплаты за выслугу лет плюс годовой бонус. Отток кадров очень небольшой. Если раньше увольнялись до 3 тысяч человек, то нынче с января - всего 600.

Метро плюс ледокольный флот

РГ: Дмитрий Владимирович, как вам идея руководителя департамента транспорта и связи объединить метро с Мосгортрансом?

Гаев: Мне кажется, что Московский метрополитен недооценили, лучше присоединить к нему еще и ледокольный флот. Правда, в Минтрансе России в тот же день подали и другую мысль: использовать метро для перевозки кокса. Или соединить нас с институтом теплотехники. Мы же монорельс вместе запустили, готовы подключиться и к производству ракеты "Булава". Это, конечно же, шутки. Если серьезно, то стоит вспомнить слова Пушкина: "В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань".

РГ: Говорят, что это предложение согласовано с мэром...

Гаев: Я часто общаюсь с Юрием Михайловичем Лужковым, но такого предложения от него не слышал и поручения проработать не получал.

РГ: Но как вице-президент Международного союза общественного транспорта наверняка знаете, что за рубежом подобные объединения существуют?

Гаев: Что касается других городов мира, то есть разные подходы. Где-то вместе, где-то врозь. Универсального рецепта не существует. Везде учитывают местные условия и выбирают наилучший вариант. Поверьте мне. Я занимаюсь общественным транспортом Москвы с 1987 года. И если бы увидел пользу от подобного объединения, давно бы поднял вопрос.

Экономика Транспорт Общественный транспорт Компании Транспорт Московский метрополитен Филиалы РГ Столица ЦФО Москва Скончался Дмитрий Гаев Деловой завтрак
Добавьте RG.RU 
в избранные источники