В России до сих пор нет необходимых мощностей для изготовления навигационной элементной базы. Заместитель гендиректора "Концерн ПВО "Алмаз-Антей" Павел Созинов констатировал на "круглом столе" по проблеме внедрения системы ГЛОНАСС в Совете Федерации, что навигационную аппаратуру выгоднее производить за рубежом.
"Жидкокристаллический индикатор, источник питания, корпус - ни один из этих элементов на сегодняшний день не производится у нас. Особых надежд на то, что такие мощности появятся, нет. Все это мы привозим из зарубежья, платя высокие таможенные пошлины. Поэтому нам дешевле создать прибор за рубежом, нежели закупать элементную базу и осуществлять сборку в России", - сказал Созинов, передает "Интерфакс". Чтобы успешно конкурировать на коммерческом рынке, необходима пластмасса с иными характеристиками, чем та, которая производится в России, считает Созинов.
В свою очередь исполнительный директор Ассоциации "ГЛОНАСС/ГНСС-Форум" Владимир Климов, в которую входит более 15 отечественных производителей навигаторов, считает, что в регионах необходимо вести объективный контроль за внедрением технологий на базе системы ГЛОНАСС. По его мнению, это позволит контролировать и эффективно расходовать госсредства, которые выделяются на спутниковые навигационные технологии. Предложено также, чтобы исполнительная власть ввела добровольную сертификацию потребительской аппаратуры. Эта мера, рассчитывают в ассоциации, позволит защитить потребителей от некачественного оборудования и систем.
К сожалению, до сих пор нет точных данных, какое количество автолюбителей пользуется навигаторами ГЛОНАСС/GPS в России. По одним источникам их миллион, а по другим - всего 150-200 тысяч. Компании, которые занимаются внедрением навигационных технологий в регионах страны, не всегда предоставляют истинную информацию о своей работе: о количестве установленного оборудования, возможности приема сигналов системы ГЛОНАСС, а не только с американской системы GPS, констатировал Владимир Климов.
Общемировой рынок навигационных услуг, по оценкам экспертов, в 2011 году составит 40 миллиардов рублей, а к 2015 году - 60 миллиардов рублей. За 15 лет существования полноценного навигационного поля прибыль от продаж навигационной аппаратуры и услуг превысила 16 миллиардов рублей, а условная выгода от экономии ресурсов, сокращения расходов на строительство, изыскания полезных ископаемых, а также в результате снижения аварийности на транспорте оценивается примерно в 10 миллиардов рублей, считают эксперты.
На следующий же день после "круглого стола" замминистра промышленности и торговли Юрий Борисов заявил, что его ведомство готовит предложения о введении 50-процентных пошлин на импорт в Россию GPS-приемников. Скорее всего, они войдут в постановление правительства о комплексной поддержке системы ГЛОНАСС. Проект документа уже направлен министерством на согласование ведомств, но пока заключений на документ не получено. Сейчас пошлина на импорт GPS-навигаторов составляет 5 процентов, а на комплектующие - от 2 до 5 процентов.
По словам Юрия Борисова, такое решение необходимо для того, чтобы дать дорогу российскому производителю. "Такого рода меры не есть нарушение принципов ВТО, это нормальная здоровая политика, направленная на поддержку своего производителя", - подчеркнул он.
Замминистра также отметил, что России необходимо проводить более агрессивную таможенную политику, особенно в сфере высокотехнологичной продукции: "Не умеем делать сегодня что-то - должны быть нулевые таможенные пошлины. Научились что-то делать - ставим заградительные пошлины. Нужно создать преференции для нашего производителя".