На "Мемориале братьев Знаменских", который прошел на стадионе "Метеор" в городе Жуковском, организаторы хотели устроить дуэль в секторе для прыжков с шестом. Олимпийский чемпион 2008 года, австралиец Стив Хукер должен был "сразиться" с серебряным призером Игр в Пекине, россиянином Евгением Лукьяненко.
Однако Евгений из-за травмы не смог принять участие в соревнованиях. А Стив Хукер хоть и побывал в Москве, но до Жуковского так и не добрался: согласно подписанному контракту должен был отправиться на другой старт.
Но на "Мемориал", как и в прошлом году, приехал еще один австралийский шестовик Пол Берджес. В 2008-м он, фаворит турнира, проиграл как раз нашему Лукьяненко, который установил тогда новый рекорд соревнований, взяв планку на высоте 5,91 метра.
И Хукер, и Берджес работают с одним специалистом - русским тренером Александром Парновым, который еще в середине 90-х уехал в Австралию. О перспективах мужских прыжков с шестом и о взаимоотношениях австралийских и русских спортсменов Александр рассказал корреспонденту "РГ".
Российская газета: Александр, личный рекорд Берджеса - 6 метров ровно. Стив Хукер взял 6,06. Российские шестовики могут прыгать так же высоко?
Александр Парнов: В России очень хорошая школа по прыжкам с шестом, поэтому постоянно появляются перспективные молодые ребята. Евгений Лукьяненко уже заявил о себе, в прошлом году прыгнул на 6,01. И он из тех спортсменов, которые могут прыгать еще выше. Так что мы точно увидим "шестиметровиков", которые были воспитаны в России.
Возвращаясь к разговору о Евгении Лукьяненко, скажу, что он, кроме всего прочего, очень стабилен. Сейчас, правда, ему мешают небольшие проблемы со здоровьем. Но это случается со всеми спортсменами. Особенно с теми, кто выступает на таком высоком уровне.
РГ: Вашему подопечному Стиву Хукеру, наверное, было обидно, что встреча в секторе с Женей Лукьяненко не состоялась?
Парнов: Да, они устроили потрясающую битву в Пекине, что случается крайне редко в нашем виде спорта. Такая заруба получилась, что у всех, кто наблюдал, у всех, кто знает толк в прыжках с шестом, мурашки бегали. Конечно, жалко, что не смогли посоперничать на "Мемориале братьев Знаменских". Но я уверен, что они еще где-то пересекутся со Стивом. Опять же летний чемпионат мира не за горами. Хочу вам сказать, что у Пола и Стива дружеские, товарищеские отношения со всеми русскими ребятами. Они друг другу помогают. У них есть много общего. Хотя бы русские тренеры. Австралийцы знают и уважают русскую школу.
РГ: Женские прыжки с шестом более популярны, чем мужские. Елена Исинбаева - это не просто имя, это бренд. Стив Хукер когда-нибудь сможет стать таким же авторитетом?
Парнов: Разница между девочками и ребятами в том, что последние давно не устанавливали мировых рекордов. Мужчинам "закручивают гайки", им все сложнее и сложнее прыгать. У девочек же - это новый вид. Он в любом случае идет по пути развития. А Исинбаева еще рекорды постоянно обновляет. Это и делает ее популярной, поднимает рейтинги. Но мы надеемся, что Лукьяненко, молодой француз Рено Лавилленье, американец Брэд Уокер и мои ребята, которые уже прыгали за 6 метров, смогут побить рекорд. По крайней мере, у них есть хороший шанс. И тогда, наверное, отношение к мужскому шесту изменится.
РГ: О каких шансах вы говорите? Это отмена рекордов Бубки или хотя бы возвращение старых правил? Стив признался, что не прочь вернуть то время, когда дер жатели планки, так называемые усы, были длинными, а основания планки квадратными.
Парнов: Стив действительно так думает. Но он не ищет каких-то поблажек для себя, не пытается вылезти за чей-то счет. Он просто хотел бы чистого соперничества с Бубкой. Если старые правила вернутся, он сможет сопоставить силы и увидеть, на что способен. Это было бы для него интересно. Сейчас ребята этого лишены. Поэтому есть кто-то, кто реально хочет, чтобы рекорды Бубки были отменены. Например, француз Роман Меснил. Но я считаю, это было бы неправильно. Бубка великий атлет, он достиг всего большим трудом, он достоин того, чтобы быть рекордсменом. А еще он достоин того, чтобы ребята, которые прыгают сейчас, боролись с ним по его правилам. Это было бы просто супер. Сейчас как раз идет сбор подписей - по инициативе того же Меснила. Ребята хотят попросить вернуть прежние правила, чтобы была возможность настоящему посоревноваться с прошлым.
РГ: Александр, вы хвалили российских шестовиков. Никого не хотите взять в свою группу?
Парнов: Честно говоря, не думал об этом. Но ко мне часто обращаются ребята, которые хотят приехать и провести какие-то консультации, спортивные сборы. Последний, кто побывал в Австралии, - это молодой мальчик из Великобритании Стив Льюис. Были американцы, ребята из Новой Зеландии, из Японии, был итальянец Джузеппе Джебелиско. Мы всегда очень дружелюбно относимся к своим коллегам, делимся опытом. Мы не делаем из наших методик и тренировок секрета. Секрет один - нужно очень много работать. Разные спортсмены приезжают и видят, благодаря чему мои ученики показывают результаты. Евгений Лукьяненко тоже приезжал в Австралию. Был у нас две недели. Мы его приглашали к Стиву Хукеру домой на ужин. Женя познакомился с родителями Стива. У них очень хорошие отношения. Я уже говорил, что шестовики - это своеобразное братство.
Досье "РГ"
Российский специалист по прыжкам с шестом Александр Парнов эмигрировал в Австралию в 90-х годах. Под руководством Парнова Татьяна Григорьева, сменившая в 1997 году российское гражданство на австралийское, стала серебряным призером Олимпиады в Сиднее, а год спустя еще один экс-россиянин Дмитрий Марков выиграл чемпионат мира в Эдмонтоне. Победа Хукера в Пекине принесла Австралии первую мужскую олимпийскую медаль в легкой атлетике за последние 40 лет. Хукер был признан лучшим спортсменом года на Зеленом континенте, а Парнов - соответственно тренером.
Старшая дочь Парнова 18-летняя Вика также занимается у отца. Она чемпионка мира 2007 года среди юниоров. Ей принадлежит рекорд мира до 18 лет.