09.07.2009 03:00
    Поделиться

    Пентагон высказался против идеи нанести удар по ядерным объектам Ирана

    Пентагон успокоил желающих напасть на Иран

    Уже на следующий день после завершения визита президента США Барака Обамы в Москву Вашингтон начал вносить существенные коррективы в свою внешнюю политику на иранском направлении. При этом Пентагону пришлось выступить в роли "хорошего полицейского". "Плохим полицейским" оказался вице-президент Джо Байден.

    За день до того, как Барак Обама прибыл в российскую столицу, Иран, сам того не желая, вновь оказался в центре внимания мировых СМИ.

    На американском телеканале ABC выступал Байден. Во время итоговой воскресной телепрограммы ее участники говорили о многом. И тут вице-президент сделал заявление, которое мгновенно разошлось молниями по всем информагентствам. Байден собщил, что Вашингтон не будет препятствовать Израилю, если тот решит нанести удар по ядерным объектам Ирана. При этом он добавил, что США, по его мнению, не вправе диктовать условия ни одному суверенному государству.

    Неужели Тель-Авив и правда готовится нанести удар по Ирану? Почему Вашингтон не хочет отговорить израильтян от развязывания Третьей мировой войны? Вопросов появилось много. Ответов не было два дня.

    В это время в Москве шли российско-американские переговоры на высшем уровне, на которых иранская тема занимала одно из ключевых мест. Во встречах, в частности, принимал участие председатель Комитета начальников штабов ВС США адмирал Майкл Маллен.

    Он по итогам первого дня визита Обамы в российскую столицу в присутствии президентов России и США скрепил своей подписью рамочный документ по развитию сотрудничества между вооруженными силами двух стран, а также меморандум об утверждении рабочего плана по совершенствованию военного сотрудничества между вооруженными силами России и США на 2009 год.

    И вот, вернувшись во вторник в США, Маллен практически сразу отправился в Центр стратегических и международных исследований, где сделал новое заявление по Ирану, ставшее фактическим опровержением слов Байдена.

    Нанесение удара по иранской территории имело бы такой же дестабилизирующий эффект, как и обретение Тегераном ядерного оружия, сообщил адмирал. По его словам, перспектива развязывания конфликта и его расширения до масштабов регионального не воодушевляет Пентагон: "Меня сильно беспокоит ответ страны, по которой будет наноситься удар, и уязвимость тех государств региона, которые являются нашими друзьями. Что будет дальше, удастся ли этот конфликт сдержать или же он начнет расширяться?"

    Те, кто внимательно следит за развитием российско-американских отношений, прочитав мнение Маллена, просто не могли не обратить внимание на как минимум два обстоятельства.

    Во-первых, адмирал США практически слово в слово повторил те заявления, которые российская сторона делала последние три-четыре года как на высшем уровне, так и на уровне министра иностранных дел России.

    "Что будет дальше?", - спрашивал Сергей Лавров фактически каждого своего собеседника, когда речь заходила о возможности нанесения военного удара по иранским ядерным объектам. А во-вторых, Маллен был одним из участников переговоров Дмитрия Медведева с Бараком Обамой. Иными словами, выступая в Вашингтоне, он, очевидно, озвучил ту совместную позицию насчет Ирана, которую президенты России и США согласовали в Москве.

    А она такова: необходимо "продолжать тяжелую дипломатическую работу", чтобы убедить Иран положить конец своей ядерной программе и тем самым завоевать уважение международного сообщества. Об этом заявил Обама в Москве.

    В Вашингтоне Маллен добавил, что для США наиболее предпочтительным остается решение данной проблемы "путем диалога".

    А госсекретарь Хиллари Клинтон спустя еще несколько часов уточнила: если диалог не получится, то Белый дом предлагает ввести "еще более жесткие санкции" в отношении Ирана, с тем чтобы "попытаться изменить действия режима".

    Между тем

    При этом Маллен продолжает считать, что Тегеран занимается военной ядерной программой. По оценкам американских экспертов, ядерная бомба может появиться у Ирана через два-три года. То есть у дипломатов остается еще достаточно времени. Теперь у них есть и хорошее подспорье - США фактически поставили крест на тактике военного запугивания Ирана. Ведь, когда тебе угрожают, трудно отказаться от идеи обзавестись собственным ядерным оружием.

    Справка "РГ"

    По данным военных экспертов на 2005 год, вооруженные силы Израиля насчитывали 167,6 тыс. человек и состояли из 9 дивизий, в том числе 5 бронетанковых.

    На вооружении АОИ находятся до 100 пусковых установок оперативно-тактических ракет "Иерихон-1" и баллистических ракет средней дальности "Иерихон-2", 3950 танков, 583 боевых самолета, 95 вертолетов, 22 батареи зенитных ракет, 56 боевых кораблей и катеров.

    Основу самолетного парка боевой авиации Израиля составляют самолеты F-15 и F-16 различных модификаций.

    Израиль имеет 32 объекта стратегического назначения. Эксперты предполагают, что на 12 из них находятся ядерные вооружения.

    Для сравнения, Вооруженные силы Ирана насчитывают 350 тысяч человек, из которых 220 тысяч - призывники-срочники.

    На вооружении иран ской армии состоят 1600 танков, около 870 реактивных систем залпового огня, 1700 установок ПВО, 220 вертолетов.

    Личный состав ВВС Ирана составляет 52 тысячи человек. В эксплуатации находятся около 300 боевых самолетов. Однако значительная часть техники устарела.

    Иран имеет 14 объектов стратегического назначения, имеющих отношение к ядерным программам, четыре центра с химическим и биологическим оружием, а также 36 ракетных и авиабаз.

    Поделиться