09.07.2009 03:25
    Поделиться

    В Воронеже подрядчики не только ведут капремонт с нарушениями, но и подделывают подписи жильцов

    Сотни воронежских домов получили сотни миллионов рублей по программе Фонда содействия реформированию ЖКХ - на ремонт. Проверки показывают: работы ведутся с нарушениями, результаты порой плачевны.

    Платежка с сюрпризом

    Два подъезда дома № 82 по Московскому проспекту Воронежа вошли в программу в августе прошлого года. Жители узнали об этом в октябре: в лифтах появились объявления с просьбой освободить кладовки для замены стояков, в "жировках" - новая строка. Выяснилось, что общее собрание вроде как одобрило и участие в программе, и виды работ, и их софинансирование. И даже избрало трех активисток, чтобы следили за ходом ремонта.

    Несколько месяцев люди исправно оплачивали все счета - в сумме набралось более 300 тысяч рублей - и наблюдали за горсткой рабочих, которые что-то делали в подвале, что-то спускали с крыши… Говорят: отопление включили поздно, без предупреждения перекрывали воду, в новом году стали наконец менять трубы в тех самых кладовках.

    И тут в добытых правдами и неправдами бумагах жильцы прочли, что ремонт как бы завершен. Первый акт приемки работ датирован 15 октября, последний - 31 декабря 2008 года. В них есть и подписи трех жительниц. Одна из них - Ольга Митрофанова из подъезда № 4:

    - Я была в шоке, когда увидела свою подпись. Но как бы я участвовала в приемке в 2008 году, когда в моей квартире работы начались в январе?! Потом мне показали другие акты, протоколы… Все будто одной рукой подписано. Мы прошли по всему подъезду - и люди поставили под заявлением в прокуратуру свои подлинные росписи.

    То же самое сделали в подъезде № 3.

    - Вот протоколы общих собраний - все одинаково, вплоть до расположения подписей в клеточках! Есть подписи бабушек, которые уже умерли, - листает бумаги Юрий Юдин. - Из прокуратуры нашу жалобу передали в милицию, та ответила не по существу…

    Уроки труда

    О том, как меняли стояки в квартирах, люди рассказывают с возмущением. Все-таки "не слесари из ЖЭУ за бутылку работали", а сотрудники специализированной организации. Список добросовестных подрядчиков, рекомендованных для привлечения к ремонту, составляли городские чиновники…

    - За те несколько тысяч, что мы заплатили, могли бы сами позвать проверенных слесарей в удобное время, - уверена Ольга. - Стояк поменять недолго. А у меня в кладовке три дня возились, в итоге запаяли трубу - вода не проходила. Переделывали. И все равно трубы приварены под углом… В санузел мы этих ребят не пустили. У соседей то же самое было - говорят, что работали не сантехники, а кровельщики! После них где линолеум сожжен, где полы поднялись… Некоторым этот ущерб возместили. Сушилки для полотенец предлагали из пластика (он тепло не проводит), а люди, естественно, хотели из нержавейки. Так за это с них наличными по тысяче рублей брали!..

    На кровлю по документам ушло более 690 тысяч рублей. Выглядит она как макет, склеенный неумелым школьником. Полосы рубероида пузырятся. Парапеты кое-где украшены аппликацией из кусков нового железа. Гвозди, которыми оно пришпилено, вынимаются без труда. Ржавой проволокой прикручены листы металла к вентиляционным колодцам. Покрытие мягко пружинит под ногами.

    - Значит, внизу - слои старого материала! - возмущается председатель ТСЖ "Ученический" Татьяна Кандаурова - весной она приняла эти два подъезда в управление. - Ремонт кровли оценила независимая экспертиза - подтвердив все видимые нарушения и найдя невидимые: новый рубероид укладывали поверх старого. Хотя в бумагах сказано, что все было очищено до бетона и сделана стяжка - это очень дорогостоящие работы! Специалисты высчитали, что в смете и актах преувеличена площадь крыши, а новой оцинковки всего… 13 метров! Тут отставшие кирпичи нависают над тротуаром, там лист железа едва держится - страшно подумать, что будет при сильном ветре! Много неясного и с ремонтом внутридомовых сетей. По актам заменено на полтора километра больше, чем вообще есть в этих подъездах! При том, что не все жильцы пускали рабочих в квартиры…

    Экспертизу по этим видам работ она не заказывала - дорого. Зато устроила экскурсию для чиновника из управы. Тот подписался под актом осмотра, где сказано и про оторванную оцинковку, и про пережженный рубероид, и про неизолированные трубы на чердаке, которые могут перемерзнуть и лопнуть, и про неработающие задвижки в подвале…

    На капремонт ушло восемь с лишним миллионов.

    В поисках затраченного

    - Зря Татьяна Сергеевна подняла шум, - кипятится гендиректор РЭК "Жилищное содружество" Олег Никонов. - Два подъезда в доме № 82 обслуживаем мы - а она доказывает, что у нас плохо получается и что жильцы перешли в ее ТСЖ. Во время капремонта нарушения были, но они устранены. За этим следили и мы, и МУ "ГорДЕЗ ЖКХ", и управа. Что сейчас с кровлей - не знаю: с апреля туда не могу попасть, потому что Кандаурова сменила все замки.

    На "войну" между РЭК и ТСЖ кивают и правоохранители, - реагируя на жалобы насчет подделки подписей и нарушений при ремонте. Как будто борьба организаций могла сказаться на качестве работ.

    Новая коммунальная реальность такова, что о доме должны заботиться в первую очередь жильцы. Запутать их норовят, кажется, все.

    По словам Ольги Митрофановой, глава управы Коминтерновского района устроил жителям "очную ставку" с представителями РЭК:

    - Сказал: "Считаете, что у вас воруют, - заказывайте экспертизу, судитесь и сажайте воров!" Тут выяснилось, что в софинансировании ремонта не участвовали арендаторы нежилых помещений (а их в доме много). Им "забыли сказать"! Сотрудники РЭК обещали сделать пересчет. Не уверена, что он был. Попросили разъяснений на этот счет - заказным письмом. Оно вернулось с пометой: "Отказались от получения"… Наверное, деньги на ремонт надо было освоить, хотя бы на бумаге, до нового года - иначе вдруг бы их перестали перечислять из-за кризиса. Мы все понимаем. Но почему к нам относятся так, будто мы должны быть довольны самим фактом ремонта?

    Сейчас Татьяна Кандаурова готовится судиться с подрядчиками: гарантия на ремонт этого дома - три года. Есть время все бесплатно исправить.

    Прямая речь

    Елена Нечаева, помощник прокурора города:

    - Почти в каждом районе Воронежа есть пара управляющих организаций, к которым были претензии по поводу капремонта в рамках этой программы. Жалуются на подделку подписей, некачественные работы и нецелевое расходование средств. Материалы проверок направляем в УВД. Готовится совместная ревизия выполненного капремонта - с участием КСП и управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора. В этом году уточнен порядок отбора подрядчика - по конкурсу, с проверкой документов… Возможно, это поможет людям сделать более удачный выбор.

    Николай Жуков, замначальника отдела городского управления ЖКХ:

    - Отступления от строительных норм при капремонте бывают. Но жители активны, чуть что не так - сразу в Генпрокуратуру пишут… С проверкой на место выезжают специалисты нашего управления, районной управы и горДЕЗа, добиваемся исправления ошибок. Потому и акты приемки долго не подписываем. Иногда, правда, еще и жильцы долго не могут собраться вместе, чтобы подписать акты приемки выполненных работ. А вот подделка подписей - ну как это возможно, когда все решения по поводу участия в программе капремонта принимаются жильцами, в протоколе стоят их подписи…

    Валентин Боровских, первый замруководителя МУ "ГорДЕЗ ЖКХ":

    - По итогам 2008 года около 60 домов (из 303 отремонтированных по программе) имели замечания по качеству работ. Но все нарушения устраняются в штатном порядке. По четырем объектам мы не подписываем акты приемки - есть недочеты, подрядчики осваивают оставшиеся средства. Но если мы подписали акты - значит, в целом все завершено. Качество, может быть, оставляет желать лучшего. Но в целом оно удовлетворительное.

    Елена Дядина, начальник отдела управы Коминтерновского района:

    - В случае с капремонтом функция управы - разъяснение. И мы с жильцами-активистами работаем. Представитель управы вместе в числе других контролирует ход работ. Смотришь - на объекте два человека еле ковыряются. Звоним подрядчикам… Но в управе нет столько специалистов, способных грамотно оценить качество ремонта. Это дело работников УК и горДЕЗа. А мы удостоверяем, что ремонт соответствует требованиям закона. Акты приемки работ подписываются по факту их выполнения.

    Михаил Чубирко, руководитель областного управления Роспотребнадзора:

    - В этом году мы приняли 243 жалобы на коммунальщиков. Главная беда - отсутствие информации о том, кто и по каким правилам оказывает услуги. Коммунальные организации не работают с людьми, а те - пассивны. Важно понимать, что собственники дома - жильцы, а не УК. Даже плакат в подъезде без общего собрания вешать нельзя! Не говоря о капремонте. Жители должны четко понимать, за что платят, и требовать от УК полной информации.

    Поделиться