09.07.2009 03:25
Поделиться

Переход экономики России на инновационный путь обеспечит поддержка машиностроения

Накануне открытия выставки вооружений, на которой предприятия ОПК продемонстрировали свои достижения, руководители машиностроительных заводов обсудили проблемы отрасли.

Конференция машиностроителей, имеющая всероссийский статус, собирается в Екатеринбурге уже во второй раз. На Среднем Урале достаточно высокая концентрация предприятий этой отрасли (только крупных и средних - 220), а значит, и наиболее остро проявляются все ее проблемы. Как следствие, здесь уже нащупали, опробовали способы их решения.

С самого утра на заседаниях тематических секций директора заводов, представители разных ветвей власти говорили о застарелых, времен реформ 1990-х, "хворях" машиностроения и оборонки, которые еще более обострил кризис. Перечислив проблемы, о которых твердят из года в год (низкая конкурентоспособность продукции, изношенное оборудование, потеря серийности, старение кадров и т. п.), участники конференции назвали и новые, ставшие "приметами времени": неблагоприятная динамика цен, снижение лимитов кредитования. И если с 2005-го по 2008 год уральское машиностроение практически удвоило объемы производства и собственных инвестиций, то в текущем году каждое пятое предприятие вынуждено приостановить реализацию инвестпрограмм. Спад производства на разных заводах - от 15 до 90 процентов, удержали планку лишь единицы.

Собственно, картина в целом по России мало отличается от региональной. В январе-мае 2009 года производство машин и оборудования в стране сократилось, по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом, на 27,6 процента. Больше всего - на 73 процента - снизился выпуск грузовых автомобилей. И даже некоторое сокращение импорта машиностроительной продукции пока не оказало положительного влияния на ситуацию в отрасли.

Тем не менее, считает вице-спикер Государственной Думы Валерий Язев, потенциал для развития машиностроения и смежных с ним высокотехнологичных отраслей у страны есть. Зато до сих пор нет базового федерального закона о промышленной политике, который бы четко сформулировал приоритеты развития промышленности и обеспечил переход экономики страны на инновационный путь. Законопроектов разработано уже два, но оба получили отрицательное заключение правительства. Кроме этого документа готовятся поправки в 11 федеральных законов, в том числе Налоговый кодекс.

По мнению заместителя председателя Союза машиностроителей России Владимира Гутенева, ключевым вопросом государственной политики должна быть конкурентоспособность отечественной промышленности. Пока наше машиностроение зажато в тиски между Западом с его развитыми технологиями и Востоком с низкими ценами. Помочь российским заводам вырваться вперед можно - с помощью налоговых преференций, мер регулирования экспорта-импорта, да и посредством оказания финансовой помощи. К примеру, в Евросоюзе аграриям субсидируется до половины стоимости приобретаемой сельхозтехники при условии, что она произведена в странах ЕС.

Предложения федеральным властям по формированию государственной стратегии развития машиностроения участники конференции сформулировали. Однако и на уровне регионов есть возможности для оказания поддержки местным предприятиям. В апреле в Свердловской области под руководством губернатора прошло четыре установочных совещания, на которых рассмотрели пути решения проблем машиностроения, в частности, вопросы развития станкостроения, инструментальных и литейных производств, которые смогут обслуживать целый ряд предприятий отрасли, инженерных подразделений. По всем этим направлениям разрабатываются областные программы, некоторые уже реализуются - в частности, развития кооперации, импортозамещения.

Компетентно

Виктор Кокшаров, председатель правительства Свердловской области:

- Возрождению уральского машиностроения в значительной степени мешают устаревшие понятия, которыми по-прежне­му руководствуются руководители предприятий. Многие уверены, что их продукция нужна и востребована, а это не всегда так. Например, нужно понять, что сегодня более важную роль играет не цена изделия, а стоимость его жизненного цикла, а также наличие широкого спектра сервисных услуг. Надо изменить психологию руководителей, но одновременно необходимо и усиление государственного регулирования. Способность объединиться, действовать консолидированно поможет нам пережить кризис.