На Урале учеников выгоняют из школы ради нового педагогического проекта

Странная ситуация сложилась  в Красноуфимске: обычных учеников выгоняют из школы, чтобы в стенах этого же учебного заведения развернуть новаторский педагогический проект.

О новой образовательной инициативе - создании гимназии для девочек, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, - "РГ" уже писала. Проект, безусловно, интересный. Ведь предполагается, что в таком необычном учебном  заведении девочки смогут не только получать знания, но и практические навыки, которые пригодятся в будущей самостоятельной жизни: умение вести себя в обществе, хорошо готовить, шить и моделировать одежду, танцевать. В общем, создан своеобразный  "институт благородных девиц", обосновавшийся в сельском районе.

Ненужное здание

В 2007 году министерство образования области приняло решение осуществлять этот проект в двух районных городах региона: Красноуфимске и Камышлове. Тем более что в том же Красноуфимске имелась солидная материальная база: в девяностые годы глава города обратился в правительство региона с просьбой принять на баланс области недостроенное здание школы, которое находилось в "бесперспективном районе" города. Здание взяли, достроили и открыли там педагогический колледж. На базе его начал действовать педагогический лицей, обучаясь в котором ребятишки с первого класса получали общее образование с "педагогическим" уклоном. Лицей стал одним из престижных учебных заведений города, к тому же единственным в этом микрорайоне.

Первым камнем преткновения в осуществлении вроде бы совместного благого дела - образования детишек Красноуфимска - явился федеральный закон, вышедший в 2006 году. Он разделил полномочия разных органов власти в управлении процессом образования. Обычные школы остались в ведении муниципалитетов, а область должна была оплачивать обучение ребят только по специальным программам. Спецпроектом и стала идея женской гимназии.

Чистота эксперимента

Первоначально предполагалось, что воспитанницы уральского Смольного смогут без проблем уживаться с учениками, проходящими обучение по привычной школьной программе. Но затем представители министерства образования потребовали "чистоты эксперимента" и сообщили местным властям о закрытии лицея как общеобразовательного учреждения. 

Тот нюанс, что эта часть города из "бесперспективной" окраины превратилась   в большой  микрорайон, в министерстве  считают не доводом. Не довод для сотрудников министерства и тот факт, что после закрытия лицея ребятишкам придется добираться до школы, которая расположена в нескольких километрах от их дома.

Вот что нам сообщили в официальном ответе из министерства: "Район расстроился, и здесь возникла необходимость в общеобразовательной школе. К сожалению, муниципальной властью, вместо того чтобы начать строительство школы, была избрана "захватническая" политика: они решили  "передать здание  педагогического колледжа в муниципальную собственность, раз оно стоит на их земле".

Возможен ли компромисс

Жители Красноуфимска тоже считают, что школы создаются для живущих рядом детей, и поддерживают "захватническую" политику местных властей. Мамы и папы города недавно вышли на митинг и потребовали не ущемлять право их детей "на доступное образование".

- Моя внучка Ника ждет не дождется, когда же она пойдет в школу. Вроде и документы уже надо подавать, а как быть, не знаем, - признается Надежда Татаренко. - Лицей-то рядышком, но пока туда не берут из обычных  благополучных семей. Другая школа - сплошные переживания: на автобусе  в город придется отвозить или прямиком, через железнодорожные пути ходить. Боязно и непонятно: кому наши дети помешали?

Жители и власти Красноуфимска предложили "компромиссное решение": под перспективную гимназию для девочек передать здание школы-интерната. Оно пустует, и вселение девичьего коллектива не потребует массового выселения мальчишек. Чем закончится спор, до сих пор непонятно, но заявления от родителей первоклассников на поступление в лицей директор учебного заведения пока не принимает.

Коллизии с "оптимизацией" и "модернизацией" учебного процесса сейчас переживает множество школ, особенно в небольших сельских городах и отдаленных от областного центра районах. Чаще всего закрываются малокомплектные школы в "неперспективных" селах. Считается, что содержать здание и платить зарплату учителям в гибнущих деревнях экономически нецелесообразно. Но такого, чтобы в развивающемся районе ради претворения  педагогического проекта, в котором сейчас задействовано до сотни девочек,  выставляли из классов ребятишек, получающих обычное образование,  - не  было.

Мнение

Татьяна  Сысолятина, депутат Думы городского округа Красноуфимск:

- Безусловно, эту проблему надо решать. От преобразований в образовательной системе ни в коем случае не должны страдать ребятишки. Для них должны быть созданы комфортные условия обучения, которые, в частности, включают в себя  удобную и безопасную дорогу в школу.  Один из наказов моих избирателей - сохранить педлицей как общеобразовательную школу. Недавно появилась надежда, что нам удалось убедить региональные власти не делать опрометчивых шагов. После встречи  родителей с заместителем председателя правительства  Свердловской области  Власовым  появилась надежда, что в правительстве нас услышали и дети наши смогут учиться в педлицее.  Но  окончательного согласия пока никто не дал. Надолго ли  это взаимопонимание, не ясно.