09.07.2009 00:00
    Поделиться

    Сбербанк переходит на новые технологии досудебного общения с заемщиками

    Все освобождаемые от выдачи кредитов сотрудники Сбербанка будут направляться на сбор долгов. Об этом сообщил вчера журналистам директор управления розничных рисков Сбербанка Вадим Кулик, напомнив о 22 тысячах точек продаж кредитных продуктов по всей стране и 30 тысячах человек, которые ими занимаются.

    В Сбербанке в экспериментальном режиме стартует новая программа под пафосным названием "кредитная фабрика". Все потребительские кредиты будут выдаваться в автоматизированном режиме.

    Система будет отбраковывать "плохих" заемщиков и увеличивать производительность персонала. Гражданин, "просвеченный" со всех сторон на свою финансовую состоятельность, сможет получить деньги за полтора дня вместо нынешних двух недель. Уже к концу года планируется "оснастить" 60 процентов своих точек на европейской части страны.

    Эта "шпионская" программа в порядке эксперимента работала только в Москве. При этом просрочка по кредитам показала самый низкий уровень - менее 0,1 процента при "плане" в 0,4 процента.

    Феноменальный результат Кулик объяснил тем, что система примерно в половине случаев, где раньше принимались позитивные решения, дает отказ, учитывая и сопоставляя негативную информацию различных баз данных. В том числе Пенсионного фонда, бюро кредитных историй и открытых баз данных, связанных с надежностью заемщиков.

    Вместе с тем общая просрочка с возвратом долгов в Сбербанке хоть и самая невысокая по сравнению с другими банками страны - на 1 июня "всего" 2,5 процента от кредитного портфеля, - но волнует банкиров не меньше. Глава Сбербанка Герман Греф недавно заявил, что банк в этом году обойдется без помощи государства. Понятно, что своевременный возврат кредитов играет в заявленной политике чуть ли не главную роль.

    В связи с этим "РГ" поинтересовалась, не появились ли в Сбербанке новые технологии сбора задолженности? На что Вадим Кулик с сожалением ответил: "Здесь пока нового никто ничего не придумал".

    "Сначала телефонный звонок, потом личный контакт, потом суд, потом продажа залога на основании судебного решения. Результаты зависят от того, насколько точно и качественно эти процедуры исполняются", - пояснил риск-менеджер. При этом обращаться к услугам профессиональных сборщиков долгов - коллекторских агентств - в Сбербанке не собираются. Впрочем, в сентябре, по словам Кулика, может появиться новое подразделение, которое будет заниматься методологией "позднего сбора долгов". И не исключено, что новые люди придут из сферы коллекторского бизнеса. Кулик не стал сообщать, сколько банком передано дел в суды по задолженности физических лиц, заметил только, что "прилично".

    Должникам банка небезынтересно будет узнать, что если за 30-90 дней после просрочки клиенты отказываются идти на контакт и на реструктуризацию долгов, то, как правило, их дело будет передано в суд.

    Насколько трудно идет продажа залогов? Кулик посетовал, что это главная головная боль: из-за падения цен и спроса (а основные объекты залога - ипотечные) продажи не покрывают и 50-60 процентов долга.

    "Проще идти на внесудебный порядок реализации, когда банк сам находит покупателя и вместе с заемщиком заключает сделку. На торги же выставляется фактически то имущество, где перспективы взыскания не велики", - нехотя поделился Кулик. По его словам, по Москве у Сбербанка был только один случай, когда квартиру выставили на торги, но не продали. И теперь она "повисла" на балансе банка.

    Поделиться