Канадский архитектор, физик и художник Николас Ривз представил в Москве необычную экспозицию "Небесная арфа".
Выставлена она в галерее LABORATORIA Art&Science Space, при участии Государственного центра современного искусства. Если научная фантастика вдохновлялась идеей прогресса, фэнтези - древними мифами и средневековыми эпосами, то science art - представлением об искусстве как способе открытия и познания мира.
В этот раз здесь показывают одного из классиков science art а, чьи работы выставлялись в музее современной архитектуры в Монреале, музее современного искусства в Лионе, в Гран-Пале в Париже... В Москве проект Ривза можно увидеть впервые, хотя сам он уже приезжал в столицу России этой весной на фестиваль "Наука как предчувствие".
"Небесная арфа" сделана из красного дерева и клена и больше похожа на стелу, устремленную ввысь. Или - на часть органа. При этом - никаких струн или труб. Но это не единственная ее странность. Дело в том, что арфиста не видно. Вообще никаких музыкантов не наблюдается. Но музыка, негромкая и мелодичная, словно рождаемая перебором струн, тем не менее создается именно этим инструментом. На этой "Небесной арфе" играют... облака. Иначе говоря, заходите во дворик - и слышите музыку небесных сфер. Не метафорически - а буквально.
Николас Ривз называет прародительницей этого удивительного инструмента воздушную арфу, струны которой были натянуты внутри короба, открытого ветру. Она пела, когда порывы ветра колебали струны. Чтобы роль ветра сыграли облака, нужен посредник, который бы мог "прочитать" их движение. Это и делает лазерный луч. Он сканирует облака, живущие на высоте до 8 км. Вообще-то лазер считывает не только скорость движения облака, но и их плотность, температуру, освещенность, тяжесть... То есть фактически воспроизводит геометрию облака. Дальше эта информация переводится в цифры, а те - трансформируются в музыку. Таким образом, задрав голову в небо, можно увидеть музыканта - легкомысленное перистое облачко, витальное кудрявое кучевое или угрюмое грозовое.
"Небесная арфа" Ривза уже пела под облаками Канады, Америки, Франции, Германии, Польши... Благо направление science art в современном искусстве - одно из самых перспективных сегодня. К тому же есть богатая традиция, на которую можно опереться. В прежние времена никому не приходило в голову разделять науку и искусство непроходимой стеной. Леонардо да Винчи чертил конструкции летательного аппарата. Наш Михаил Ломоносов не только создал теорию трех штилей, но и писал стихи. Идея проверить "алгеброй гармонию" и открыть гармонию в алгебре - из самых древних, восходящих еще к античности. Научный поиск немыслим без эмоций и страсти. И науку, и искусство ведет удивление перед вселенной.
Проект галереи LABORATORIA Art&Science Space привлекает как раз тем, что возвращает к восприятию мира как единого живого организма, где человек не властитель, а часть целого.