10.07.2009 02:00
    Поделиться

    Знаменитый археолог Виктор Сарианиди провел в Москве пресс-конференцию

    По его собственному признанию, он мечтал быть юристом или следователем - увлекала перспектива поиска, нравилось сопоставлять события, анализировать факты. Все это в полной мере пригодилось ему в другой профессии. Археология, приняв однажды в свои объятия, на всю жизнь стала главной страстью Виктора Сарианиди.

    В сентябре ему стукнет восемьдесят, но он продолжает руководить экспедицией и с наступлением весны проделывает хорошо знакомый путь - ни один полевой сезон в Центральной Азии не обходится без его участия.

    - Каждый археолог мечтает найти золотой клад. Я находил его дважды, - не ради хвастовства, а как о бытовом факте сообщил доктор исторических наук Сарианиди на недавней пресс-конференции в Москве.

    Виктор Иванович по обыкновению оказался в российской столице проездом. Все последние годы "копает" (на профессиональном сленге) в Туркменистане, и только летом. А зимой живет в Афинах. Помощники Сарианиди объясняют это тем, что их шеф, грек по происхождению, попросту мерзнет в Москве после изнурительных летних раскопок в раскаленной под солнцем пустыне.

    Поверх границ

    Согласитесь, не на каждую пресс-конференцию, даже если ее проводят академики РАН, вместе с журналистами и коллегами приходят аккредитованные в Москве послы и официальные представители дипмиссий. А на него идут.

    Посол Греции в Москве Михаил Спинелис, взяв слово, особо подчеркнул то обстоятельство, что открытия, сделанные Сарианиди в Центральной Азии, изменили наши представления о ходе развития мировой цивилизации. Советник посла Туркмении по культуре Ахмед Эссенов и коллега Сарианиди по Институту археологии РАН Геннадий Пятых говорили о том, насколько важен доверительный контакт между наукой и структурами государственной власти при организации подобных экспедиций.

    Сам Виктор Иванович рассказывал о предварительных итогах экспедиционного сезона, начавшегося весной 2009 года, новых находках и новых загадках Маргианы - древнейшего государства, некогда располагавшегося на территории современного Туркменистана.

    В наш мобильный век Маргиана интересна еще и тем, что это древний пример глобальной миграции населения. Как это происходило и чем было вызвано? Что вынудило людей из Месопотамии переселиться в Центральную Азию? Как они обосновались на новом месте? На эти и другие вопросы дают ответ раскопки археолога Сарианиди, которые он ведет в этом регионе уже более пятидесяти лет.

    В конце III тысячелетия до н.э. на Ближнем Востоке началась массовая миграция населения: серьезные климатические изменения гнали людей к воде. Они дошли до долины рек Инд и Сват, почти до современного Синьцзяна. А в низовье полноводной реки Мургаб было основано новое государство Маргуш (в греческом звучании Маргиана). Столица Маргианы - Гонур Депе, что означает Серый Холм, был открыт лишь в 1972 году. Это самое крупное из более чем трехсот поселений в древней дельте реки Мургаб возникло в 2300-2250 годах до н.э. Только центральная часть монументальных сооружений этого комплекса занимала к тому моменту, когда его оставили люди (середина II тыс. до н.э.), около 25 гектаров.

    Полученные Виктором Сарианиди весной 2009 года на Гонуре материалы дают пищу для ума не только специалистам, изучающим материальную культуру населения эпохи бронзы. Они подтверждают высочайший уровень искусства и общественного строя Маргианы, представляют новые доказательства существования особого центра цивилизации в Каракумах, на территории современного Туркменистана.

    Пятое чувство

    Научная и просто биография Сарианиди весьма типична для того периода нашей общей советской истории, когда государственных границ в зоне его научных интересов попросту не было. А если были, то весьма условные.

    Он родился в сентябре 1929 года в семье греков-понтийцев, в силу жизненных обстоятельств поселившейся в Ташкенте. Учился в обычной советской школе, где историю и литературу преподавали талантливые педагоги. В 1952-м окончил исторический факультет Ташкентского университета. Среди университетских наставников особо выделяет академика Массона, а своим первым учителем считает академика Бориса Литвинского.

    Почти полвека Виктор Иванович Сарианиди проработал в Институте археологии Академии наук СССР. А первой его полевой экспедицией было участие в раскопках обсерватории Улугбека в Самарканде в 1948 году. С тех пор вся его жизнь посвящена раскопкам в Центральной Азии.

    Академия наук СССР в то время почти не финансировала подобные мероприятия. Однако Сарианиди сумел организовать экспедицию в Каракумы. По воспоминаниям коллег, работать было невероятно трудно: жара, сыпучие пески, нехватка специалистов, транспорта. Однажды Виктор Иванович приехал на раскоп много раньше других. Случайно в это же место забрели чабаны и увидели человека, который копает. Они приняли его за отшельника, давшего обет что-то искать в сыпучих песках. И он нашел! Причем сумел найти то, что не нашли другие.

    Золото Бактрии

    Зимой 1978-1979 годов на севере Афганистана советско-афганской экспедицией под руководством Виктора Сарианиди было сделано открытие, равное по значимости находке троянских сокровищ царя Приама и гробницы Тутанхамона. Недалеко от сегодняшнего города Шибирган почти 10 лет шли раскопки небольшого памятника Тилля-Тепе, что в переводе означает "золотой холм". Археологам удалось обнаружить здесь семь царских захоронений, из которых извлекли более 20 тысяч золотых предметов. Сосуды, статуэтки, колье, подвески, пряжки, кольца, кинжалы - это все высокохудожественные изделия бактрийских ювелиров, в искусстве которых причудливо переплелись эллинский, иранский и скифский стили. Эта находка, получившая название бактрийского золота, по праву считается находкой ХХ века.

    Благодаря последующим раскопкам, которые организовал Сарианиди, удалось прояснить динамику расселения арийцев по Земле, восполнить недостающие страницы истории империи Великих Кушан и, конечно, поведать нашим современникам о неизвестной ранее Маргиане с ее великолепными дворцами и храмами. Многочисленные находки из его экспедиций сформировали поистине уникальные собрания предметов древнего искусства в музеях Кабула, Ашхабада и Парижа.

    За выдающиеся открытия, связанные с историей современного Туркменистана и всего региона Центральной Азии, Виктору Ивановичу Сарианиди присуждена международная премия Махтумкули и государственная премия Туркменистана. Он стал почетным гражданином этой республики. С недавних пор особая забота Сарианиди - о том, чтобы дело, которое он начал, обрело достойных продолжателей в России.

    По мнению директора Института археологии члена-корреспондента РАН Николая Макарова, раскопки Сарианиди в Бактрии и Маргиане "привели к формированию достоверного и научного представления о Бактрийско-Маргианской цивилизации. В его экспедициях последние годы принимают участие ученые из многих стран мира, это действительно междисциплинарные исследования эталонного научного качества".

    - Последние десятилетия я делаю раскопки только на Гонуре и еще в трех местах, - признался сам Сарианиди в интервью греческому журналу. - Но нашел следы той же цивилизации Центральной Азии еще приблизительно в 200 местах, которые рано или поздно должны быть обследованы. Таким образом, мы имели четыре центра цивилизации той эпохи, а теперь имеем пять. Кроме того, я думаю, что там находится родина зороастризма, первой монотеистической религии.

    Досье "РГ"

    Зороастризм - древнейшая пророческая религия, созданная полулегендарным Заратустрой (греческая форма имени - Зороастр) предположительно на рубеже I-II тысячелетий до н.э. Распространялась первоначально в Восточном Иране и Средней Азии, затем - в Персии, на Ближнем Востоке и в Закавказье. Небольшие группы зороастрийцев сохранились в настоящее время в Иране (гебры) и Индии (парсы). Существует зороастрийская диаспора в Северной Америке, Европе и некоторых других странах.

    Зороастрийцы считают, что спасение достигается через соблюдение ряда нравственных правил. Три основные добродетели: благие мысли, благие слова и благие дела. Одним из важных принципов зороастризма является равноправие мужчин и женщин: они признаются равными во всех вопросах, включая бытовые и религиозные. В отличие от ислама и христианства зороастризм не ставит перед собой задачу обращения новых приверженцев.

    Поделиться