На этой неделе министр обороны Анатолий Сердюков слетал в Бишкек, и сразу пошли разговоры, что Россия добивается открытия новой военной базы в Киргизии. Называют даже место ее вероятной дислокации - город Ош на юге республики.
В минобороны эти слухи не комментируют, потому что подтверждать или опровергать в общем-то нечего. Визит был скоротечным, военными специально не готовился, и даже в близком окружении Сердюкова мало знают о деталях. Известно, что министр был в составе делегации вице-премьера Игоря Сечина. Корреспонденту "РГ" пресс-секретарь главы оборонного ведомства Алексей Кузнецов сказал, что Сердюков работал только в Бишкеке, на наши военные объекты в Киргизии не ездил.
Таких объектов в республике несколько. На аэродроме Кант неподалеку от киргизской столицы дислоцируется база российских ВВС. В местечке Караколь на берегу озера Иссык-Куль еще с советской поры расположен специальный центр Военно-морского флота - там испытывают новые торпеды. Есть еще флотский узел связи под Кара-Балтой. Киргизское руководство не раз выражало готовность разместить у себя и другие наши объекты. Местная армия малочисленна, не слишком хорошо вооружена, поэтому соседство дружественных российских подразделений ей только на пользу. В принципе открытие в Киргизии новой военной базы сыграло бы на руку и нашей стране - Россия получила бы дополнительное прикрытие на взрывоопасном южном направлении. Мы хоть и не граничим с Афганистаном, но постоянно ощущаем дыхание ее войн. Один афганский наркотрафик чего стоит.
Для создания такой базы не требуется строжайшая секретность и тайные переговоры. Россия и Киргизия объединены Договором о коллективной безопасности, двусторонними военными соглашениями, поэтому одинаково заинтересованы в мире и стабильности в Средней Азии. И уж если будет решено усилить российское военное присутствие в регионе, наверняка это сделают открыто и в соответствии с нормами международного права. Именно так случилось в сентябре 2003 года, когда был подписан договор о создании в Канте нашей авиабазы. По такой же схеме сейчас формируют российские сухопутные базы в Южной Осетии и Абхазии.
Что еще могло интересовать Анатолия Сердюкова в Бишкеке? Эксперты "РГ" считают, что тем для переговоров могло быть две. Первая - возможность использования местных аэродромов, если будет принято решение об активизации российской военно-технической помощи афганскому правительству. Вторая - новые условия пребывания в Киргизии американских войск. Республика входит в зону геополитических интересов России, и нам не безразлично, кто еще претендует на влияние в регионе. США, безусловно, интересует Средняя Азия, поэтому Вашингтон так болезненно отреагировал на решение киргизских властей закрыть американскую военную базу "Манас". Как известно, в августе она прекращает свое официальное существование, но в киргизской столице заработает Центр транзитных перевозок США. Не исключено, что Сердюков пытался прояснить у коллег, будет ли это простой сменой вывески или американские солдаты на самом деле покинут республику. И еще - смогут ли киргизские официальные лица осуществлять контроль за отправляемыми в Афганистан грузами? В подписанном в Москве соглашении о транзите через российскую территорию американской боевой техники и вооружения такой контроль предусмотрен. Почему это так для нас важно, в общем-то понятно. Москва абсолютно не заинтересована в том, чтобы после завершения в Афганистане антиталибской операции там оказалась военная база США, заранее обеспеченная всем необходимым для длительного пребывания в регионе.