Вернувшись домой из недельной зарубежной командировки, президент США Барак Обама вплотную занялся одной из своих главных внешнеполитических задач. Очевидно, что тянуть с решением афганской проблемы больше нельзя. При этом, правда, пока не совсем понятно, сколько в итоге "скелетов" Обаме придется вытащить из американского шкафа для того, чтобы США не поразил афганский синдром.
Прошедшая неделя оказалась для хозяина Белого дома крайне успешной. В Москве он смог сгладить несколько острых углов российско-американских отношений, а в итальянской Аквиле на саммите "большой восьмерки" отбить атаку на святая святых США американский доллар, который все более настойчиво часть наиболее развитых экономик мира хотят лишить титула основной мировой валюты. Иными словами, Обама как следует подзарядился хорошим настроением перед началом своей, возможно, главной внешнеполитической битвы.
Еще во время избирательной кампании Обама неоднократно заявлял, что собирается перенести фокус борьбы с терроризмом с Ирака на Афганистан. Очевидно, это его обещание базировалось не только на данных социологических опросов, которые буквально кричали о том, что поддержка иракской войны станет фатальной ошибкой кандидата в президенты. При этом было понятно и то, что, всерьез взявшись за афганскую проблему, ему не удастся избежать скандалов в Вашингтоне. Слишком много ошибок допустили республиканцы, открыв в 2001 году афганский фронт. При этом слишком часто, как теперь выясняется, команде Джорджа Буша приходилось скрывать от американцев, какими именно методами они пытались одолеть мировой террор.
Нет сомнений в том, что у демократа Обамы было собрано достаточно солидное досье на его политических соперников. Однако после инаугурации он не мог сразу перейти к решительным действиям. Сначала нужно было оглядеться и создать надежную команду, которая могла бы отразить любые нападки республиканцев. А они, без сомнения, примут бой. В конце концов нужно было осознать себя лидером нации, а американскому народу дать понять, кто в действительности теперь правит балом. На это ушло пять месяцев. Теперь Обама готов к настоящей схватке.
И она, очевидно, уже началась. Прикинув, какой воз проблем Обаме придется решить, пытаясь вывести свою страну из афганской трясины, просто голова идет кругом. В конце августа в Афганистане должны пройти выборы президента. При этом официальный Кабул при поддержке войск международной коалиции никак не может взять под контроль почти треть территории страны. О чем говорит в том числе и фактический провал очередной начавшейся еще 2 июля операции "Удар кинжалом". В итоге талибы не были выбиты ни из одного укрепрайона. Потери же коалиционных войск исчисляются десятками убитых.
Вывод очевиден. Афганцев нужно не завоевывать, а помогать им стать на ноги. Для этого, правда, сначала нужно разобраться в собственных ошибках. Причем не только их выявить, но и как минимум извиниться перед афганцами. А это уже куда более трудная задача, чем уничтожить позиции талибов. Тем не менее Обама дал понять, что готов решать эту сложнейшую задачу.
Впервые о начале новой внутриполитической битвы на афганском фронте Барак Обама объявил в конце прошлой недели в интервью CNN из Ганы, куда с визитом он залетел по пути из Аквилы в Вашингтон. Но полную версию этой беседы с журналистами показали лишь в понедельник. За день до этого американские СМИ вдруг раздобыли информацию о сверхсекретной программе ЦРУ, о существовании которой якобы не знали ни руководители разведслужбы, ни американский конгресс. При этом главным фигурантом скандала оказался бывший вице-президент США республиканец Дик Чейни, который лично руководил спецпрограммой. Однако ничего не сообщалось о том, что за приказы отдавал второй человек в команде Буша.
И вот в эфир вышло интервью Обамы, из которого многое стало понятно. Президент США объявил, что отдал распоряжение проверить информацию о том, что администрация его предшественника "закрыла глаза" на факты убийств по меньшей мере тысячи талибов в Афганистане в 2001 году. А по данным The Wall Street Jornal в том же 2001 году ЦРУ пыталось легализовать убийство некоторых боевиков "Талибана". Нетрудно догадаться, что, получив отказ, Чейни, недолго думая, отдал приказ о финансировании тайной спецпрограммы. Не исключено, что в ближайшие дни появятся новые данные о том, какие незаконные операции в Афганистане проводила команда Буша в 2002, 2003 гг. и так далее. Нет сомнений, что расследование обещает стать очень громким.