14.07.2009 02:20
    Рубрика:

    Эксперт: Девальвация рубля увеличит на рынке мебели долю отечественной продукции

    Девальвация рубля увеличит на рынке мебели долю отечественной продукции

    Недавний строительный бум сопровождался бурным ростом мебельного рынка. Новые квартиры требовали достойных интерьеров, и рынок адекватно реагировал на это. Откуда только не привозили мебель: из Франции, Англии, Испании, Германии... Отечественные мебельщики тоже неплохо заработали во время бума. Но вот наступили "тощие" времена, строительство свернулось, а мебельщики вынуждены менять стратегию. О том, что происходит сейчас с отраслью, наш корреспондент попросил рассказать генерального директора Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России Андрея Радухина.

    - До кризиса мебельная отрасль считалась одной из наиболее динамично развивающихся. Что происходит в отрасли сейчас?

    - Вы правильно отметили высокие темпы развития мебельной промышленности в постперестроечный период. В 2008 году выпуск мебели возрос к уровню 1999 года в 7,6 раза. За этот период мебельная промышленность качественно изменилась - большинство предприятий применяют современное оборудование, материалы и технологии, существенно повысился уровень дизайна и сервисного обслуживания покупателей.

    Кризисные явления стали заметны в четвертом квартале прошлого года и в наибольшей степени проявились в текущем году, за пять месяцев 2009 года производство мебели в сопоставимых ценах снизилось к соответствующему периоду прошлого года на 30 процентов. В этих условиях предприятия вынуждены работать по сокращенному графику.

    - На рынке мебели всегда имела место острая конкуренция между импортом и продукцией отечественных предприятий. Кто побеждает сегодня?

    - На российском рынке мебели доли отечественной и импортной мебели равны. Если говорить о стоимостных характеристиках мебели, то большая часть отечественной мебели относится к экономклассу и среднему ценовому сегментам, а импортная - к сегментам средневысокий и высокий. Поэтому, выражаясь футбольным языком, в настоящее время счет равный. Учитывая снижение курса рубля к основным валютам по сравнению со среднегодовым курсом 2008 года, у отечественных производителей появляются неплохие возможности для импортозамещения. По итогам 2009 года можно ожидать, что доля отечественной мебели в общем объеме продаж увеличится до 60 процентов.

    - Как можно структурировать рынок мебели? Кого сегодня можно назвать лидерами отрасли?

    - Структура мебельного рынка в стоимостном выражении в общих чертах выглядит следующим образом: 20 процентов - мебель для офисов, учебных заведений и других назначений; и 80 процентов - мебель бытовая. Если бытовую мебель принять за 100 процентов, то 20 процентов составит мягкая мебель, стулья и столы на ножках, остальные 80 процентов - мебель корпусная (для общих комнат, спален, кухонь, прихожих, ванн).

    Лидеры отрасли хорошо известны, это компании: "Катюша", "Мебель Черноземья", "Севзапмебель", "Шатура", "Миассмебель", "Энгельсcкая МФ", "Столплит", "Ульяновск мебель", "8 Марта", "Экомебель", "Костромамебель", "Феликс" и многие другие. За последние годы в регионах сформировались компании-лидеры, которые пока не слишком велики по объемам производства, но выпускают качественную, современную мебель.

    - Кто считается законодателем мебельной моды?

    - Как мне представляется, на российском рынке все последние годы законодателями мебельной моды являются итальянские компании, особенно это относится к мебели классического стиля. Фирма IKEA успешно продвигает мебель скандинавского дизайна, она пользуется успехом у молодежи. Российские мебельные компании тоже не стоят на месте в плане новых дизайнерских разработок, привлекая к сотрудничеству отечественных и зарубежных специалистов. В таких сегментах мебели, как кухонная, мягкая, офисная , успехи отечественных мебельщиков наиболее заметны. Выпускается продукция вполне конкурентоспособная, не хуже итальянской.

    - Во время недавнего кредитного бума продажи мебели быстро росли. Что происходит сейчас, когда покупатель уже лишен простого доступа к дешевым потребительским кредитам?

    - Кроме снижения возможностей по получению доступных потребительских кредитов, у потенциального покупателя мебели снизились и реальные доходы, поэтому несколько изменилась и структура потребления. Увеличился спрос на отдельно стоящие изделия и в целом на недорогую, но качественную мебель; уменьшился спрос на наборы и изделия среднего ценового сегмента; отмечено снижение спроса на мебель высокого ценового сегмента. Некоторое оживление продаж на мебельном рынке можно ожидать к концу текущего года.

    - Какие законодательные меры могут облегчить жизнь российским мебельщикам?

    -Думаю, что в настоящее время каких-то специальных законодательных мер для поддержки мебельщиков приниматься не будет. Промышленность будет работать в рамках уже принятых правительством мер по ослаблению налоговой нагрузки, снижению ставки рефинансирования, стимулированию конкуренции на внутреннем рынке и др.