Полиция бессильна
В Болгарии мотоцикл - скорее средство развлечения, нежели передвижения. В Софии и других крупных городах преобладают мощные спортивные байки и дорогие классические мотоциклы. А в провинции до сих пор можно встретить, например, "Яву" или "Чезет".
Двухколесные машины в обязательном порядке регистрируются в местной ГАИ, получают стандартные номера. Особых правил движения для мотоциклистов не существует, только что они должны ездить в шлеме. Однако это предписание не всегда солюдается.
Большинство обладателей мощных спортивных байков предпочитают номера на своих "железных коней" вообще не прикреплять либо размещать так, чтобы они не были видны. Второй уловкой, помогающей таким мотоциклистам избежать ока полицейских видеокамер, является загиб номера пополам, так, чтобы номер полностью не прочитывался. Если такой "наездник" попадает в руки дорожной полиции (что, впрочем, случается очень редко), он оправдывается тем, что, дескать, номер цепляется за колесо. Полиция, конечно, недовольна таким поведением байкеров, однако сделать почти ничего не может.
В тюрьму за опасную езду
В Испании ездить на двухколесном транспорте можно круглый год. Для получения водительских прав желающим, достигшим 16-летнего возраста, необходимо сдать теоретический экзамен на знание правил дорожного движения в полном объеме, что в Испании сделать довольно непросто.
Дорожная полиция и водители автомашин к байкерам относятся на удивление терпимо. Полицейские останавливают водителей мотоциклов только за большое превышение скорости. На остальные мелкие нарушения, если они не приводят к ДТП, стараются не обращать внимания.
Как сообщили "РГ" в управлении дорожной полиции, специального подразделения, которое занималось бы байкерами, в стране нет. Но рост смертности среди мотоциклистов (если в 2003 году на испанских дорогах погибли 230 байкеров, то в 2007-м - уже 423) вынудил взяться за них всерьез. Их стали нещадно штрафовать (размер штрафа теперь может достигать 500 евро плюс 30 процентов за создание аварийной обстановки), отбирать права, даже сажать в тюрьму за опасную езду.
Номер для студентов и курьеров
В Южной Корее двухколесный транспорт популярен. Владельцы "железных коней" в обязательном порядке регистрируют их и получают номера. Необходимо также сдать экзамен на водительские права. Но сделать это смогут только те, кому исполнилось 16 лет.
В основном мотоциклами в Корее пользуются студенты и курьеры. Первые - из соображений экономии, вторые - чтобы не стоять в дорожных пробках. Правда, за тем, чтобы любители быстрой езды не выходили за рамки дозволенного, бдительно следят служители порядка. И видеокамеры, которых на улицах, например, Сеула хватает. Так что если, нарушая правило, вы попали в объектив, будьте уверены, в скором времени по почте к вам придет квитанция на оплату штрафа. Например, за превышение скоростного режима на 40 км/ч это около 50 долларов.
"Лошадок" гонят в стойло
В Германии байкеры не носятся с оглушительным шумом по спящим улицам. Если полиция засечет мотоциклы с неисправной выхлопной трубой, нарушителя сразу снимают с "лошадки" и отправляют домой пешком.
Для мотоциклов действуют те же правила, что и для других транспортных средств. За превышение скорости в черте города (50 км/ч) на 25 км - штраф 80 евро. На 35 км - 160 евро и лишение прав на месяц. И так далее по восходящей.
Вычисляют нарушителей радарными установками, с помощью которых слишком ретивым "скакунам" отправляют соответствующую фотографию с требованием оплатить штраф. Но такие способы малоэффективны - ведь мотоциклисты обязаны ездить в шлемах, за которыми лица не разглядеть. Другое дело - контроль "лазерными пистолетами". Тут деньги взимаются на месте или вручается квиток на штраф непосредственно в руки. Иной раз приходится преследовать нарушителя на машине.
Справка "РГ"
По данным за 2008 год, наименьшее количество смертей в автоавариях было зарегистрировано в Швейцарии, а самые опасные дороги пролегают по территории Венгрии. По оценкам ETSC, смертность на скоростных трассах в Европе снижается из года в год. С 1996 года в девятнадцати европейских странах она упала в среднем на 5,5 процента.