Рабочие завода "Нью Фабрис" в городе Шательро (департамент Вьенна) намерены взорвать предприятие, если каждому из них не будет выплачена компенсация в размере 30 тысяч евро.
В чем суть острого социального конфликта, к которому сейчас приковано внимание всей Франции? 16 июня коммерческий суд Лиона объявил "Нью Фабрис", которая специализировалась на производстве комплектующих для автомобильной промышленности, банкротом. Это означало, в первую очередь, что 366 человек, занятых на предприятии, останутся без работы. Реакция была мгновенной: рабочие захватили завод и объявили о бессрочной забастовке. Одновременно с этим начались переговоры. Наверное, поняв, что ждать от обанкротившихся хозяев нечего, заводчане обратились к основным клиентам "Нью Фабрис" - автомобилестроительным концернам "ПСА Пежо Ситроен" и "Рено", на которые приходится 90 процентов всех заказов.
Требование сводилось к тому, чтобы те выплатили отступные из расчета 30 тысяч евро на человека. При этом в качестве главного аргумента заводчане ссылались на помощь в шесть миллиардов евро, которую концерны получили от государства в рамках антикризисной программы французского правительства.
Вот тут-то произошла заминка. На прошлой неделе 150 забастовщиков отправились на встречу с руководством "ПСА Пежо Ситроен", но наткнулись на решительный отказ. Суть позиции автопроизводителей сводилась к тому, что они не являются акционерами оказавшегося в нокдауне предприятия. И не станут брать на себя ответственность за судьбу чужого персонала.
Оказавшись в тупике, разгневанные рабочие "Нью Фабрис" пошли на отчаянный шаг: по всей территории завода они разместили газовые баллоны и теперь угрожают взорвать их, если до 31 июля им не пойдут навстречу.
"У нас все предусмотрено, - заявил председатель заводского комитета и одновременно представитель левого профцентра Всеобщая конфедерация труда (ВКТ) Ги Эйерман. - Достаточно поднести фитиль и все взлетит на воздух".
По его словам, заводчане не позволят "ПСА Пежо Сироен" и "Рено" дожидаться августа или сентября, когда они "смогут забрать со складов хранящиеся там детали и оборудование". По данным профсоюзного вожака, на территории завода в настоящее время находится комплектующих и новых станков на сумму в четыре миллиона евро.
С тем чтобы разблокировать ситуацию, к разрешению конфликта сейчас подключается министерство занятости. Рабочие надеются, что власти смогут повлиять на капитанов автомобильной промышленности и тем самым предотвратить взрыв.
К схожей тактике летом 2000 года прибегли рабочие фабрики синтетического волокна "Селлатекс" в другом французском городе - Живе, расположенном неподалеку от границы с Бельгией. После решения коммерческого суда о ликвидации предприятия рабочие захватили завод и стали угрожать выпустить на свободу "джинна" в виде хранившихся на предприятии десятков тонн всевозможных высокотоксичных химикатов. Причем через несколько дней свое слово сдержали, вылив в приток местной реки Мёз пять тысяч литров подкрашенной в красный цвет серной кислоты. К счастью, местные власти были наготове, и кислоту удалось нейтрализовать. После этого инцидента переговоры возобновились, а требования рабочих о достойном выходном пособии были удовлетворены.