Как сблизить реальный сектор экономики с банковским? Этот вопрос обсудил в Туле первый заместитель председателя Центрального банка РФ Геннадий Меликьян.
- Одна из основных проблем: с одной стороны, банки боятся высоких рисков кредитования предприятий и это сдерживает процесс. А с другой - ставки, по которым банки хотят предоставлять кредиты, очень высоки, - так сформулировал Геннадий Меликьян основное противоречие сегодняшнего дня.
На встречу с ним собрались руководители области, предприятий оборонно-промышленного комплекса, машиностроения, агропрома и строительных организаций. Чиновники и промышленники отметили, что наиболее масштабный период спада объемов производства, обусловленный кризисом мировой финансово-экономической системы, регион пережил в октябре-декабре прошлого года. Это не помешало росту индексов промышленного и сельскохозяйственного производства (соответственно 5 и более 12 процентов), хотя динамика развития в этом году уступает прошлогодним показателям. Сказываются трудности с кредитными ресурсами, увеличение сроков окупаемости объектов и другие факторы.
Сложности промышленных предприятий не исчерпываются снижением объемов потребления продукции. А в "оборонке" и вовсе с этим не связаны: здесь есть госзаказ и некая уверенность в завтрашнем дне. Но так уж получилось, что госзаказ-2009 формировался в относительно благополучном 2008-м, а когда прошли конкурсы (апрель-май) и стали поступать авансовые платежи (с июня), более чем на двадцать процентов поднялись тарифы на электроэнергию, существенно возросли ставки по кредитам. При максимальной 15-процентной рентабельности отрасли прибыли просто не может хватить на обслуживание займов и текущие платежи. Даже машиностроительный завод - стабильное предприятие - сейчас оказался в непростой ситуации. При крупном кредитовании вопрос о предоставлении средств невозможно решить на уровне местных филиалов - приходится обращаться к руководителям головных банков, а то и к руководству минфина.
Выслушав предложения участников совещания, Геннадий Меликьян объяснил сложность процедуры внесения залога стремлением финансово-кредитных институтов минимизировать риски. Но заметил, что есть банки, заинтересованные в получении залога, а по сути - в рейдерском захвате имущества предприятий. Правда, те, кого это коснулось, отчасти виноваты и сами - не читали внимательно кредитных договоров.
Что касается высоких ставок, то первый заместитель главы Центробанка заверил: после изменений в законодательстве их размер будет равен ставкам, средства по которой получает сам банк плюс максимум три пункта. Процесс снижения ставки рефинансирования, как предполагается, на этом не завершится: уменьшается инфляция, что должно благоприятно сказаться на условиях кредитования.