Объем добычи нефти в России в первом полугодии 2009 года вырос на 0,1% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года и составил 242,6 миллиона тонн, сообщает минэнерго. По сравнению с добычей газа - в первом полугодии она упала на 20,8% - цифра позитивная. Но радовать эти тысячные доли не должны. По мнению экспертов, локомотив российской экономики, который тянул ее все эти годы, начнет ее тормозить.
Доля нефтегазового комплекса в налоговых поступлениях до сих пор составляет около 47 процентов, в таможенных платежах превышает 85 процентов, а в суммарном объеме НДПИ - 90 процентов. Как следствие кризиса, российский рынок нефтесервисных услуг и нефтегазового машиностроения восстановится не ранее 2011 года, отмечают эксперты. На сегодняшний день он уменьшился по сравнению с прошлогодним пиковым показателем на 20 процентов, до показателей 2006 года. А это значит, что разведка и обустройство новых месторождений, а также строительство трубопроводов будет идти более медленными темпами.
Отметим, что власти всерьез озаботились проблемой. Дефицит бюджета нарастает, мировые цены держатся на довольно низких отметках. А российская экономика продолжает сидеть на нефтяной игле. И сдвинуть ее оттуда, не решив проблемы нефтянки, невозможно. Локомотив для того и нужен, чтобы вытянуть остальных. В условиях же сокращения мирового спроса на нефть кризис еще больше ударит по добыче, особенно в России. Как исправить ситуацию? Нефтяники отвечают просто - пересмотреть налогообложение.
Существующая система налогообложения нефтедобывающих компаний препятствует нефтедобыче в стране. Налоговая система не гибкая, отмечают эксперты, поэтому новых месторождений в России практически не открывается. И, скорее всего, через несколько лет произойдет серьезное падение добычи. В середине прошлого года, отмечают нефтяники, мировые цены на нефть упали втрое, поставив отечественный ТЭК на грань выживания. Экспорт стал убыточным из-за высоких налогов и тарифов. Прокачка по трубе в 2008 году подорожала в среднем на 19 процентов, цены на железнодорожные перевозки нефти и нефтепродуктов в прошлом году увеличивались дважды. Сначала на 14, а затем еще на 8 процентов. В результате в конце года производители сняли с экспортных направлений более миллиона тонн нефти. А представители компаний высказались за то, чтобы тарифы на транспортировку остались хотя бы на прежнем уровне.
Итак, налоги. Первый этап работы на месторождении, который включает в себя геологоразведку, оценку запасов, проектирование, строительство инфраструктуры, требует гигантских вложений. Проекты начинают работать и приносить прибыль в среднем только через 10-13 лет, подсчитали эксперты. При этом, отмечают они, в этой части нефтяного бизнеса есть масса неопределенностей. Нельзя со 100-процентной уверенностью оценить запасы, как нельзя предсказать колебания цены на нефть, а значит, и доходность всего предприятия. Нефть сравнительно дешева, поэтому ее выгодно добывать только в очень больших масштабах. При цене в 40 долларов за баррель, к примеру, она стоит дешевле минеральной воды. Но если все условия оказались благоприятными, месторождение может стать печатным станком денежных купюр.
Отсюда и возникает вопрос: как следует облагать налогами сверхдоходы нефтяников? В налоговую нагрузку, отмечают эксперты, входят налог на добычу природных ресурсов, экспортная пошлина. В результате получается, что при мировой цене в 40 и 140 долларов за баррель выручка, которую получают компании, практически равна. А все из-за того, что российская налоговая система высчитывает налоги не с дохода, а с выручки. Проблема в том, что себестоимость нефти год от года растет, а значит, выручка падает. И сегодня для нефтянки цены в 50-60 долларов за баррель гораздо выгоднее, чем в 120-140 долларов. Налоги ниже, но и инвестиций не хватает. Поэтому нефтяной бизнес предлагает властям пересмотреть налоговую нагрузку с тем, чтобы обкладывать налогами прибыль, а не выручку.
Теперь экспорт. Сокращению экспорта способствовала возросшая прибыльность внутренней переработки сырья. И все бы ничего. Но кризис и наступившая вслед за ним мировая рецессия оказали негативное воздействие на объемы продаж нефтепродуктов. Падение покупательной способности заставило производителей экспортировать нефтепродукты, чтобы избежать затоваривания внутреннего рынка. Однако львиную долю российского экспорта составляли более дешевые темные нефтепродукты. А рост загрузки заводов привел к появлению больших объемов мазута, который трудно сбывать на внутреннем рынке. И здесь все опять уперлось в инвестиции, которых не хватает отрасли уже для модернизации НПЗ, которые стали бы в большем количестве производить светлые нефтепродукты.
Между тем ситуация в нефтегазовом комплексе практически для всех стран-экспортеров складывается далеко не лучшим образом. По прогнозам МЭА, рост спроса в 2008-2014 годах составит 0,6 процента, или более полумиллиона баррелей в день. В прошлом году МЭА прогнозировало рост спроса на 1 миллион баррелей в день. Если же сбудется наиболее пессимистичный прогноз развития ситуации в мировой экономике, то спрос упадет до 84,9 миллиона баррелей в день к 2014 году (прогноз - 89 млн бар.) Это означает, что инвестиции в нефтедобычу по всему миру будут сокращаться, что впоследствии еще сильнее ударит по отрасли как в России, так и в мире.
Справка "РБГ"
В состав нефтяной промышленности России входят нефтедобывающие предприятия, нефтеперерабатывающие заводы и предприятия по транспортировке и сбыту нефти и нефтепродуктов. В отрасли действуют 41 крупный нефтеперерабатывающий завод, мини-НПЗ и заводы по производству масел. Протяженность магистральных нефтепроводов составляет около 50 тыс. км и нефтепродуктопроводов - 19,3 тыс. км.
Структуру отрасли составляют 9 крупных вертикально интегрированных нефтяных компаний. Наиболее мощными из них являются нефтяные компании "Роснефть", "ЛУКОЙЛ", "Сургутнефтегаз", "ТНК-ВР" и "Газпром-нефть". Транспортировка нефти и нефтепродуктов осуществляется предприятиями акционерных компаний "Транснефть" и "Транснетепродукт".