Новости

16.07.2009 05:00
Рубрика: Экономика

Команда: "Воздух"

Евросоюз опубликовал новый список авиакомпаний, которые не могут летать в Европу

На борту разбившегося в среду в Иране самолета, который совершал рейс по маршруту Тегеран-Ереван, находились 153 человека. Лайнер потерпел катастрофу примерно в 100 километрах от иранской столицы. Большинство пассажиров были гражданами Армении и Ирана. По словам руководителя управления по чрезвычайным ситуациям города Казвин, вблизи которого упал Ту-154, лайнер полностью разрушен.

Катастрофа совпала по времени с появлением очередного "черного списка" авиакомпаний, составленного Евросоюзом. Отныне 194 авиаперевозчикам запрещено летать в ЕС. При этом еврочиновники не только модернизировали "черный список", но и предложили распространить эту практику на весь мир.

Когда в марте 2006 года Евросоюз опубликовал свой первый "черный список" авиакомпаний, которым запрещено бороздить воздушные просторы большей части Европы, многие посчитали этот документ попыткой европейцев убрать конкурентов со своего прибыльного рынка. Однако шло время, список постоянно обновлялся. Одни авиаперевозчики пополняли число обреченных летать в обход евромаршрутов. Другие выбирались из "черного списка", истратив значительные средства на модернизацию своей авиации. Статистика доказала: летать наиболее безопасно на самолетах, которые полностью отвечают всем жестким требованиям Евросоюза.

Опубликованная накануне одиннадцатая версия "черного списка" вместила 194 компании. Нет сомнений, что 2008 и 2009 годы оказались одними из самых трудных для авиаперевозчиков. Сначала цены на горючее поднялись до небывалых ранее высот. Затем грянул финансовый кризис, что привело к резкому сокращению пассажиропотока. Иными словами, у многих, если не сказать большинства, авиакомпаний остается все меньше свободных средств для соблюдения евростандартов.

Тем временем самолеты продолжают разбиваться с пугающей регулярностью. Но пассажиров, покупающих билет на авиарейс, не интересует финансовая ситуация внутри компании, если авиаперевозчик оказывает услуги, значит, они должны быть на самом высоком уровне.

Теперь о тех, кто ради сохранения рабочих мест готов положиться на "авось", отправляя плохо проверенный самолет в очередной полет. После того как в конце июня у Коморских островов разбился лайнер йеменской авиакомпании Yemenia с 142 пассажирами на борту, в Европе все настойчивее стали требовать распространить европрактику "черных списков" сначала на все авиакомпании, на которые пересаживаются европейцы, покинув пределы ЕС, а затем в идеале и на весь мир.

Но к чему это может привести? Ответ экспертов однозначен: большинство авиакомпаний окажутся не в состоянии выполнить высокие стандарты ЕС. То есть десятки государств могут остаться без национальных авиаперевозчиков. Если верить еврочиновникам, то в настоящее время на пространстве бывшего СССР наиболее драматичная ситуация складывается с авиапарками Киргизии и Казахстана. Самолетам этих двух государств, согласно последней версии "черного списка" ЕС, практически в полном составе запрещено летать в Европу. Исключение составляет лишь компания "Эйр Астана". Вместе с тем, эта казахская фирма с штаб-квартирой в Алма-Ате включена в дополнительный список авиаперевозчиков, на которых распространяются некоторые ограничения. В этот же "черный список" попали и четыре украинских авиакомпании.

Также полностью запрещено появляться в воздушном пространстве Евросоюза самолетам всех авиакомпаний Бенина, ДР Конго, Экваториальной Гвинеи, Либерии, Сьерра-Леоне, Свазиленда и Замбии. Одновременно с этим, по результатам последних проверок, ЕС снова разрешил совершать рейсы в Европу четырем индонезийским авиаперевозчикам. При этом представители Еврокомиссии отметили, что "признают значительные улучшения и достижения индонезийских властей в сфере безопасности гражданской авиации".

комментарий

Можно предположить, что в условиях кризиса ЕС пытается выдавить конкурентов из других стран с европейского авиарынка, ссылаясь на техническое состояние. Однако это совсем не так.

Руководитель аналитической службы агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев не видит в действиях Еврокомиссии экономической подоплеки. В "черный список" попадают по объективным показателям уровня безопасности.

Выявляют нарушителей безопасности европейские инспекторы, которые в любое время могут зайти на борт иностранного самолета, оценить его надежность по многим пунктам по программе SAFA. В качестве примера Олег Пантелеев привел обязательность маркировки спасательного выхода и свободный доступ к нему. Обычно нарушителей не сразу заносят в "черный список", выписывая для начала протокол на устранение "недочетов". Обычно авиакомпании достаточно быстро устраняют все нарушения, ведь это вопрос потери бизнеса, подчеркивает Олег Пантелеев. Если перевозчик не может повысить свой уровень безопасности до уровня требований ЕС, то ему просто не предоставляют аэронавигационное обслуживание и он не может лететь.

К составлению общеевропейского "черного списка" авиакомпаний ЕС подтолкнули случившиеся в 2005 году авиакатастрофы в Греции и Колумбии с многочисленными человеческими жертвами.

Пока в "черный список" Европы наши перевозчики не попадали ни разу. Хотя в 2007 году четыре российские авиакомпании были недалеко от этого. Тогда Росавиация просто запретила им летать в ЕС, чтобы не подставлять своих перевозчиков, а еще шести сократила количество самолетов, используемых для полетов.

Теперь наши компании строго соблюдают европейскую букву закона. Хотя показатель шумности двигателей не включен в требования по безопасности, он регулируется другими международными нормами. Олег Пантелеев утверждает, что полет на "громком" самолете повлечет только штрафные санкции.

Экономика Транспорт Авиатранспорт Происшествия ЧП Аварии и катастрофы Международные организации Европейский союз Авиакатастрофы