16.07.2009 04:00
    Поделиться

    Евросоюз расширил "черный список" нежелательных авиакомпаний

    На борту разбившегося в среду в Иране самолета, который совершал рейс по маршруту Тегеран-Ереван, находились 153 человека. Лайнер потерпел катастрофу примерно в 100 километрах от иранской столицы. Большинство пассажиров были гражданами Армении и Ирана. По словам руководителя управления по чрезвычайным ситуациям города Казвин, вблизи которого упал Ту-154, лайнер полностью разрушен.

    Катастрофа совпала по времени с появлением очередного "черного списка" авиакомпаний, составленного Евросоюзом. Отныне 194 авиаперевозчикам запрещено летать в ЕС. При этом еврочиновники не только модернизировали "черный список", но и предложили распространить эту практику на весь мир.

    Когда в марте 2006 года Евросоюз опубликовал свой первый "черный список" авиакомпаний, которым запрещено бороздить воздушные просторы большей части Европы, многие посчитали этот документ попыткой европейцев убрать конкурентов со своего прибыльного рынка. Однако шло время, список постоянно обновлялся. Одни авиаперевозчики пополняли число обреченных летать в обход евромаршрутов. Другие выбирались из "черного списка", истратив значительные средства на модернизацию своей авиации. Статистика доказала: летать наиболее безопасно на самолетах, которые полностью отвечают всем жестким требованиям Евросоюза.

    Опубликованная накануне одиннадцатая версия "черного списка" вместила 194 компании. Нет сомнений, что 2008 и 2009 годы оказались одними из самых трудных для авиаперевозчиков. Сначала цены на горючее поднялись до небывалых ранее высот. Затем грянул финансовый кризис, что привело к резкому сокращению пассажиропотока. Иными словами, у многих, если не сказать большинства, авиакомпаний остается все меньше свободных средств для соблюдения евростандартов.

    Тем временем самолеты продолжают разбиваться с пугающей регулярностью. Но пассажиров, покупающих билет на авиарейс, не интересует финансовая ситуация внутри компании, если авиаперевозчик оказывает услуги, значит, они должны быть на самом высоком уровне.

    Теперь о тех, кто ради сохранения рабочих мест готов положиться на "авось", отправляя плохо проверенный самолет в очередной полет. После того как в конце июня у Коморских островов разбился лайнер йеменской авиакомпании Yemenia с 142 пассажирами на борту, в Европе все настойчивее стали требовать распространить европрактику "черных списков" сначала на все авиакомпании, на которые пересаживаются европейцы, покинув пределы ЕС, а затем в идеале и на весь мир.

    Но к чему это может привести? Ответ экспертов однозначен: большинство авиакомпаний окажутся не в состоянии выполнить высокие стандарты ЕС. То есть десятки государств могут остаться без национальных авиаперевозчиков. Если верить еврочиновникам, то в настоящее время на пространстве бывшего СССР наиболее драматичная ситуация складывается с авиапарками Киргизии и Казахстана. Самолетам этих двух государств, согласно последней версии "черного списка" ЕС, практически в полном составе запрещено летать в Европу. Исключение составляет лишь компания "Эйр Астана". Вместе с тем, эта казахская фирма с штаб-квартирой в Алма-Ате включена в дополнительный список авиаперевозчиков, на которых распространяются некоторые ограничения. В этот же "черный список" попали и четыре украинских авиакомпании.

    Также полностью запрещено появляться в воздушном пространстве Евросоюза самолетам всех авиакомпаний Бенина, ДР Конго, Экваториальной Гвинеи, Либерии, Сьерра-Леоне, Свазиленда и Замбии. Одновременно с этим, по результатам последних проверок, ЕС снова разрешил совершать рейсы в Европу четырем индонезийским авиаперевозчикам. При этом представители Еврокомиссии отметили, что "признают значительные улучшения и достижения индонезийских властей в сфере безопасности гражданской авиации".

    Поделиться