Замечательную неделю XVIII Международного фестиваля искусств "Славянский базар в Витебске" сотворили более пяти тысяч артистов из 34 стран, шестьсот журналистов, сотни профессиональных организаторов и многие, многие тысячи зрителей. А еще этот праздник творил любовь к родному Витебску и к музыке, желание стать видной фестивальной столицей на культурологической карте Европы. Все вместе очень сгодится Беларуси, которая в будущем году принимает детское "Евровидение".
"Славянский базар" имеет серьезную политическую поддержку: президенты России и Украины прислали свои послания и посланников, а Александр Лукашенко по традиции выступил лично перед гостями и участниками фестиваля. Не секрет, провести такой широкий праздник искусств с участием многих звезд во время кризиса - надо иметь или денег или ума палату. Лучше, и то, и другое вместе. Спасибо Союзному государству, которое не испытывает, по словам его Госсекретаря Павла Бородина, кризиса и продолжает постоянно поддерживать "Славянский базар" материально - в ежегодном бюджете есть отдельная строка. Но, как признал генеральный директор фестиваля неутомимый Родион Басс, до 60 процентов расходов фестиваль должен заработать сам - цены на все выросли. Да и ни одна звезда в связи с мировым кризисом не снизила свой гонорар, скорее наоборот.
Выбери меня
Больше о деньгах не будем, упомяну только что, по положению, участники Международного конкурса молодых исполнителей все расходы берут на себя. В этом году их было 16. Кроме традиционных конкурсантов - из славянских, восточноевропейских, балканских стран и стран ближнего зарубежья, - впервые в фестивале участвовал представитель Бразилии Роджер Рикко. Он был обаятелен, но призовое счастье улыбнулось другим. А Рикко, как самому дальнему гостю, достался национальный белорусский костюм.
Конкурс получился мужским - всего лишь 4 девушки. На сцене торжествовал образ красивого чувственного парня, которому так хочется повторить карьеру Димы Билана или фантастический взлет Саши Рыбака.
Уже после первого конкурсного дня определились фавориты, которых выделили жюри и зрительный зал. Представителя России Диму Даниленко, рожденного, кстати, в белорусском Гомеле, зал моментально окрестил "вторым Басковым". Второй день уже не стал сенсацией.
А итоги, которые уже объявила на фестивале председатель международного жюри, изысканная леди сцены Лайма Вайкуле, таковы: третью премию (по одной тысяче долларов) разделили Петр Дмитриченко из Украины и Иеронимас Милюс из Литвы, вторую (по 2 тысячи долларов) - Андрей Колосов из Беларуси и Влатко Лозаноски из Македонии. Первая премия в размере 6 тысяч долларов присуждена Паше Парфению из Молдовы. А Гран-при (10 тысяч долларов) достался Диме Даниленко.
Еще надо сказать о несомненном победителе этого, впрочем, как и всех предыдущих конкурсов. Это Национальный оркестр симфонической и эстрадной музыки Республики Беларусь под управлением Михаила Финберга, который обеспечил торжество живого звука на этом соревновательном празднике.
Обед с номинантами
Фестиваль хорош тем, что он имеет что сказать и показать и старому, и малому, консерватору и рокеру, богатому и бедному, ленивому и азартному. Кстати, эксперимент с повышенными мерами безопасности, рамами-металлоискателями, полный запрет на продажу спиртных напитков в зоне фестиваля - полностью, по мнению многих, оправдал себя. Не было подростков, тупо сосущих пиво, не было городской грязи, сопровождающей любое массовое мероприятие. Витебск радует своей чистотой и опрятностью, надеюсь, в будущем это можно будет сказать и про гостиницы, которых катастрофически не хватает в городе. Не это главное. Главное - атмосфера праздника и все ее творцы.
Среди фестивальных встреч - памятный обед с номинантами на премию Союзного государства в области литературы и искусства. Когда я узнала размер премии - почти 100 тысяч долларов, то еще больше зауважала широкую организацию обсуждения работ лауреатов на пресс-конференции. Белорусский художник, земляк Марка Шагала Леонид Дмитриевич Щемелев, патриарх и участник войны, держал внимание всех своими размышлениями об одиночестве художника, точнее, таланта, который артелями не ходит, об ответственности за современное образование, о честности творца перед временем... Среди номинантов на премию писатель и генерал Николай Чергинец, скульптор Лев Гумилевский, который вместе с сыном Сергеем и архитектором Юрием Григорьевым подарили памятник Купале москвичам, российские художники братья Алексей и Сергей Ткачевы. Да, нелегкий выбор предстоит жюри, понимающе мы обменялись размышлениями с Ириной Наркевич, начальником Департамента социальной политики и информационного обеспечения Постоянного Комитета Союзного государства, которая вместе с директором издательства "Белорусская энциклопедия" Татьяной Беловой по-шефски дарили феерию фестиваля этим особым гостям.
Ночь с Киркоровым
Когда моя минская подружка Наташа, завсегдатай филармонических залов, сказала, что едет в Витебск на "Славянский базар", чтобы послушать Филиппа Киркорова, я не нашлась, что ей ответить: обычно она приезжала хотя бы ради Хора Турецкого, хотя у тех тоже цены на билеты будь здоров.
Наталье все-таки доложила, что мы прибыли одним поездом из Москвы. Филипп - в специальном вагоне, "Мерседес" подали прямо на перрон, десятки телекамер в полшестого утра ждали его выхода. А рядом из четырехместного купе выходил большой русский поэт Евгений Евтушенко, никем из молодежи уже практически не узнаваемый...
Во время официального открытия "Славянского базара", который изо всех сил собирает "звездные" силы, ведущие Оксана Федорова и Дмитрий Губерниев после выступления Киркорова несколько раз повторили: несравненный, великий... Но Филипп их сразу неласково прервал: дайте аплодисментам прозвучать, КВН несчастный.
Те с трудом объявили следующий номер. Тогда я и решила, что на поздний концерт Киркорова не пойду. Теперь думаю, что зря.
Сольный концерт Киркорова (начало такой традиции на "Славянском базаре" положил Валерий Леонтьев, который в этом году удостоен специального приза Президента Республики Беларусь) прошел в ночь с субботы на воскресенье. Наташа и еще шесть тысяч счастливых зрителей расходились домой в пятом часу утра. Филипп отработал по-королевски, практически без перерыва спел около сорока песен, несколько раз прощался, а потом опять выходил петь вместе с залом. Это была для всех какая-то волшебная ночь, в которой присутствовала и тень великой Аллы (в Витебск они приезжали молодоженами в 1994 году), и надежды на новую любовь (а у кого такой тайной надежды нету?). То была королевская ночь великого профессионала и труженика, окончательно поверила я Наташе, потому что такой приговор вынесла публика, а не критика. Публика - особая песня Витебска.
В ожидании Мастера
Так когда-то осаждали на моей памяти артистов Таганки, когда они привозили "Мастера и Маргариту" в Минск. Валерий Белякович и его Московский театр на Юго-Западе тоже привезли свою блестящую интерпретацию Булгакова. На сцене витебского театра Якуба Коласа, хорошо известного всей Беларуси, звучали вечные вопросы - может ли дьявол быть сильнее праведника, как сойти с ума по собственному желанию, любовь - это Голгофа или только Вознесение... Ах, какой был правильный зал для таких вопросов, как это чувствовали актеры, какой благодарной и высокой расходилась после спектакля публика...
К великой чести организаторов, которые запустили на фестивальную неделю 70 площадок, для каждого зала, концерта, встречи находилась своя правильная публика. Концерт Розы Рымбаевой и народные коллективы Казахстана - есть интерес. Спецпрограмма соседней Латвии (делегация соседней республики после белорусской и российской была самой внушительной) получает свои аплодисменты. Ну а зажигательный, мирового класса украинский танцевальный ансамбль имени Вирского заслуженно получил самую большую фестивальную площадку - Летний амфитеатр и своих поклонников.
Со своими гранатами
Еще не было в Витебске "Базара", чтобы не шел дождь, так все говорят. Ну, и на этот раз тучи, как на учениях МЧС, раз несколько на день учили уличных торговцев моментально убирать свои товары. Не, не так. Не уличных торговцев, а больших мастеров из уникального города народных ремесел.
Город в городе "Славянское подворье" оккупировали сотни художников. В многочисленных палатках продавались изделия из белорусского льна, соломки, глины. Мой московский коллега, одаренный, но горячий, как кипяток (что-то ему все было не так), на третий день купил прекрасный костюм из примятого льна (за смешные деньги, доложил он мне), как-то подуспокоился, перестал куда-то бежать, стал замечать красивых девушек, которых в Витебске как васильков в жите. И жизнь удалась.
А я, возвращаясь после вечера Евтушенко "Роман с жизнью", через пелену дождя заметила под целлофаном свой товар. Будто сам Мартирос Сарьян написал маслом эти сочные "Гранаты". Оказалось, их автор Спартак Арутюнян действительно родился в Армении, с 1980 года живет в Минске и вот приехал в Витебск со своими работами. В Москве у него тоже продаются картины, в галерее напротив Центрального телеграфа, правда, владельцы галерей делают бешеные накрутки. Мы, естественно, договорились без накруток.
Цветочный курс
Среди светлых впечатлений есть одно практически восторженное. Все участники "базара" имели одну единую валюту - василек, номинал которого один к одному соответствует курсу сегодняшнего белорусского рубля. Как бы это популярнее объяснить? В прежние времена выдавали участникам мероприятий талоны на питание, сейчас гостям фестиваля предложили фестивальную валюту - васильки и карту города, усыпанную васильками: в каких кафе и ресторанах можно за васильки пообедать. Так что летняя культурная столица Беларуси досрочно перешла на резервную валюту, которой с удовольствием неделю пользовались представители более чем 30 стран.
Идей в Витебске много. Не успели осуществить еще одну - устроить фестиваль белорусского молока. Да и не очень-то и хотели: молоко оно и есть молоко, что уж тут его хвалить... Ну а если серьезно, празднику национальной кухни нужно смело уделять больше внимания. Почему бы всех зарубежных гостей не пригласить, допустим, на День драника - лучше один раз наконец-то попробовать.
"Звездный час" под диктофон
Через международный пресс-центр фестиваля прошли многие гости. У музыкального комментатора Виктора Татарского и сотен аккредитованных коллег был "Звездный час" - с Александром Рыбаком, Лаймой Вайкуле, Евгением Евтушенко, Раймондом Паулсом, многими другими знаменитостями. Можно, конечно, допытываться глянцевому журналу у победителя "Евровидения-2009" белорусского норвежца Рыбака (его бабушка по-прежнему живет в Витебске), что он любит готовить. Но лучше уловить его мысль ("норвеги - очень позитивные люди"), кто такой, на его взгляд, европеец. "Трудно ли в Норвегии стать музыкантом?" - спросил кто-то из коллег. "Кто хочет стать пожарным, тот учится на пожарного, а кто хочет стать музыкантом, тоже учится". И тут же добавил: "Когда меня в детстве заставляли по два-три часа сидеть за инструментом, а друзья давно играли на улице, мама повторяла: это русская школа - много учиться".
Так что мамы всегда правы. Как кто-то фигурально заметил: ни одного Моцарта не было бы без родительского ремня.
Читателям "СОЮЗа" хочется предложить еще не только очаровательного баловня славы, но и мудрого и ироничного Раймонда Паулса с его интересными ответами.