Уфимские ученые вывели сорт картофеля, в два раза более устойчивый к колорадскому жуку, чем прежние растения.
Об успехах и проблемах на пути к этой многообещающей цели, корреспонденту "РГ" рассказал заведующий Лабораторией селекции и семеноводства картофеля ГНУ "БашНИИ сельского хозяйства", кандидат биологических наук Ильдар Марданшин.
Российская газета: Что нового вы можете предложить аграриям в борьбе с этим полосатым бедствием?
Ильдар Марданшин: Мы решили сделать акцент на устойчивости самих растений перед жуком. Наша лаборатория получила из Всероссийского НИИ картофельного хозяйства образцы гибридов культурных растений с диким картофелем, привезенным с американских Кордильер. Данный сорт не так активно привлекает к себе жука. На основе его мы решили попробовать вывести растение с повышенным иммунитетом к вредителю, чтобы можно было ограничиться одной обработкой полей химикатами за все лето или даже вовсе обойтись без нее.
Над селекцией такого сорта картофеля мы начали работать 20 лет назад. Можно было пойти двумя путями: во-первых, путем переноса в них чужеродного ДНК получить генномодифицированные растения, устойчивые к жуку - кстати, этим путем и пытаются решить проблему многие западные компании. Второй путь - классический, то есть селекция для повышения защитных свойств самого растения. Мы пошли вторым путем.
РГ: Уже есть гибриды, которые не по вкусу жукам?
Марданшин: Да, у нас есть растения, которые процентов на 40-50 меньше поедаются вредителем, чем широко распространенные. Из этой серии как раз и был выведен сорт "Башкирский", успешно прошедший государственное сортоиспытание и допущенный к использованию в уральском регионе. Сейчас перед нами стоит задача размножить и районировать такие устойчивые гибриды.
РГ: С какими сложностями вы столкнулись?
Марданшин: Осложнил дело тот факт, что пасленовые изначально сами способствуют росту и размножению жука, поскольку содержат в себе соланин. А соланин - основа для синтеза экдистерона, гормона роста насекомых. Мы задались целью снизить долю соланина в картофеле и заменить его на трудно усваиваемый жуком томатин. При этом необходимо иметь в виду, что взрослые личинки весьма мобильны и могут поедать многие растения, помимо пасленовых, - одуванчик, капусту и прочие. Мы поставили задачу ограничить условия развития личинок, снизить их жизнеспособность и выживаемость, но сохранить уровень питательности и столовые качества продукта.
Решение этих проблем зависит только от нас, но есть и то, с чем мы самостоятельно справиться не можем. Прежде всего, это финансовые затруднения. Селекционный процесс занимает порой 20-30 лет, на все это время требуется финансирование техники и оплаты труда сотрудников лаборатории. Наши затраты на исследования - около 800 тысяч рублей в год. Например, чтобы мы могли продолжать работу, необходимо ежегодно получать с 20 гектаров наших опытных полей хотя бы 300 тонн клубней. А со старой, отслужившей свое, это крайне трудно. Только в прошлом году мы впервые позволили себе купить окучник, фрезу и опрыскиватель за 300 тысяч рублей.
Эффект от наших исследований мог бы быть большим. Для примера: голландцы, тоже предлагающие устойчивый к колорадскому жуку сорт картофеля, выстроили вокруг исследований целую инфраструктуру - потребитель вынужден дополнительно приобретать у них специальные удобрения, технику, оборудование для хранилищ.
РГ: Есть ли надежда, что в будущем, при деловом подходе к исследованиям, мы полностью выгоним колорадского жука с наших полей?
Марданшин: Может быть, я вас удивлю, но в этом нет необходимости. Ведь жук эволюционирует, постепенно переключаясь с пасленовых на другие культуры. А если он начнет уничтожать зерно? Последствия такого бедствия непредсказуемы. Поэтому лучше сконцентрировать усилия именно на повышении устойчивости картофеля к вредителю, загнав его в определенную экологическую нишу на картофельном поле. Вспомните дубового шелкопряда, который в семидесятых годах прошлого века оставлял леса без листьев. Где он теперь? Не исчез. Но его не видно и не слышно. С жуком следует поступить также.
Справка "РГ"
Родина колорадского жука - Америка. В Башкортостане он появился в 1975 году. Тогда была засуха, и жука завезли вместе с соломой из западных районов СССР. Урожайность культуры на пораженных вредителем полях сразу снизилась наполовину, а то и больше. Ведь за сезон самка жука откладывает до тысячи яиц - это 40 кладок - а, значит, охватывает минимум 40 растений, которые становятся источником пищи для личинок. В начале для борьбы с вредителем использовали хлоро- и фосфороорганические химикаты. Когда у жука появилась к ним устойчивость, перешли на яды из разряда пиретроидов. В настоящее время используются еще более токсичные неоникотиноиды. Но через пять лет нужны будут препараты нового поколения, к которым у насекомого еще не развилось привыкание.