В Уральском федеральном округе 104 города с монопрофильной структурой экономики, в них проживает до четверти всего населения. В условиях экономической нестабильности такие населенные пункты превратились в капканы: производство стоит, а уехать и устроиться на новом месте у людей нет средств.
Выход из тупика для поселений с монопрофильными градообразующими производствами попытались на днях найти на "круглом столе" в Уральском экономическом университете ученые, представители власти, руководители предприятий, общественные деятели.
По словам директора Института экономики Уральского отделения РАН Александра Татаркина, моногорода - это поселения с высокой долей социально-экономического риска. Как правило, градообразующие предприятия на Урале имеют минерально-сырьевую либо оборонную специализацию. И те, и другие города не в состоянии развиваться, решать социальные вопросы, обеспечивать инфраструктуру только за счет собственных доходов. По мнению ученого, статус таких поселений должен быть особым. Поскольку они выполняют в государстве важные социальные и политические функции, должны получать и систематическую господдержку. Такой опыт широко практикуется в США, Канаде, Швеции. Как считает эксперт, необходим резервный фонд для поддержки моногородов. Иначе, как показала практика, в условиях экономического спада они оказываются очень уязвимыми.
Впрочем, одной лишь подпитки из бюджета, по общему мнению собравшихся, явно недостаточно. Необходимо целенаправленно развивать малый бизнес. В условиях кризиса как раз этот сектор мог бы обеспечить работой кадры, высвобождающиеся с крупных предприятий. Правда, при этом не стоит особо обольщаться, считает ученый секретарь диссертационного совета экономического университета Наталья Новикова. Малый бизнес может быть лишь одной из точек роста: в отличие от девяностых годов прошлого века, этот сектор уже не сможет принять тысячи бывших работников промышленных гигантов. По той причине, что эта ниша уже практически заполнена. Кроме того, в условиях экономического спада спрос на услуги малых предприятий явно ограничен. По большому счету основными потребителями таких услуг как раз являлись градообразующие производства и их работники, оказавшиеся теперь в тяжелом положении.
Поэтому, как прозвучало на "круглом столе", в моногородах необходимо развивать новые направления и специализации бизнеса. К примеру, альтернативные варианты ученые пытаются найти для Нягани - одного из моногородов Югры.
- Всего за год бюджетное финансирование в этом городе сократилось на 40 процентов. Условия жизни резко ухудшились, - констатирует доктор экономических наук Эвелина Пешина, одна из разработчиков новой экономической стратегии Нягани. - Но, как показало исследование, 80 процентов людей уезжать никуда не собираются. Поэтому мы считаем важным разработать проект, предусматривающий несколько вариантов специализации экономики города.
При этом, как отметил академик Татаркин, нельзя не учитывать, что развитие альтернативных направлений деятельности - это очень затратный путь. В условиях кризиса новое будет внедряться особенно тяжело. Поэтому для многих моногородов выход - в углублении специализации традиционных производств. Иными словами, необходимо повышать долю добавленной стоимости продукции, производимой на таких территориях. В нефтегазодобывающих регионах это может быть создание перерабатывающих предприятий и других, взаимосвязанных с основным производством. Важно, что люди могли работать на них по основной специальности. Александр Татаркин убежден, что этот путь наименее болезненный.
При этом в моногородах можно создавать и филиалы крепко стоящих на ногах предприятий, расположенных в других, более успешных территориях. Для этого, как правило, есть все необходимое: пустующие производственные площадки, трудовые ресурсы. Как отмечают эксперты, можно создавать рабочие места для массовых, так называемых "сквозных" профессий - токарное, слесарное, сварочное производства.
Кроме того, как отметили многие из собравшихся за "круглым столом", в моногородах не должно быть частных предприятий градообразующего типа. Если это крупные акционерные общества, необходимо, чтобы в них участвовал государственный капитал. Иначе велик риск, что люди окажутся зависимыми от воли одного собственника. Такой подход позволит снизить риски и избежать "синдрома Пикалево". Увы, сегодня, как отметил ректор экономического университета Михаил Федоров, потенциальных Пикалево только в Уральском округе можно насчитать десятки. В одном из моногородов без малого девять тысяч рабочих строительного предприятия руководители попытались обвести вокруг пальца, переведя производство в другой город. Людям сказали: "Мы вас не увольняем, можете переезжать и работать на новом месте". В результате рабочие вынуждены были увольняться по собственному желанию, не получив при этом того материального "пакета", который положен при сокращении.
Вместе с тем ряд экспертов все же настороженно относятся к увеличению доли государственного капитала в экономике.
- В России и без того доля акционерных обществ с участием государства превышает 50 процентов, - отметил Эдуард Абелинскас, директор Института стратегического анализа и социального проектирования. - Какова будет эффективность бизнеса в случае увеличения этой доли? Не заведет ли это нас в еще больший тупик?
Кроме того, по мнению Абелинскаса, как это ни парадоксально, повышение эффективности производства может не способствовать подъему экономики моногородов, а напротив, усугубить проблему. Поскольку приведет к сокращению работников. Сегодня в отечественной обрабатывающей промышленности и производстве машин количество работников на единицу продукции порой в 10 - 20 раз превышает аналогичный показатель более эффективных зарубежных предприятий. Готовы ли работники к новой технологической культуре? Эксперт убежден, что проблемы моногородов одними экономическими методами решить невозможно - необходимо сформировать новый культурный архетип населения.
При этом все собравшиеся за "круглым столом", несмотря на некоторые разногласия в методах решения проблемы, были едины во мнении: чтобы избежать "синдрома Пикалево", необходима срочная выработка четкой государственной стратегии развития городов с монопрофильным производством.
Николай Винниченко, полномочный представитель президента РФ в УрФО:
- В Уральском федеральном округе завершается работа по созданию комплексной программы развития моногородов. Она предусматривает не только антикризисные меры, но и включает комплекс мероприятий, которые будут реализованы в дальнейшем, когда начнется период экономического роста. То есть это не разовая акция, а долгосрочная программа, осуществляемая субъектами УрФО совместно с Министерством регионального развития России.
Между тем
Правительство РФ приняло решение о поддержке моногородов. Из 500 муниципальных образований с одним или двумя градообразующими производствами помощь будет выделена двадцати. Региональный закон о поддержке моногородов на территории Среднего Урала был принят на одном из последних заседаний Свердловской областной Думы.