Накануне в Госдуме произошло очень редкое событие: единогласно во втором и третьем чтениях принят законопроект, позволяющий государственным институтам и вузам учреждать предприятия для внедрения своих научных разработок.
Этот закон можно назвать прорывом. Ведь борьба вокруг него велась несколько лет. По мнению сторонников закона, складывалась парадоксальная ситуация: авторы научной разработки, созданной в стенах государственного института, не имели права превращать в товар эту интеллектуальную собственность, заниматься коммерческой деятельностью в сфере высоких технологий. В такой ситуации переход к инновационной экономике выглядел благим пожеланием. Но оппоненты упорно возражали, ссылаясь на Бюджетный кодекс, который и ввел такие запреты. В спорах шли годы, а за это время множество перспективных проектов российских ученых всеми правдами и неправдами оказалось за границей, причем за бесценок.
И вот барьер снят. Только что принятый закон разрешает вузам и институтам создавать хозяйственные организации и вносить в их уставной капитал свою интеллектуальную собственность, а также привлекать соучредителей, которые будут вносить инвестиции для внедрения научных разработок. Важно, что создаваемые фирмы не смогут присвоить себе права на результаты интеллектуальной собственности, они останутся у ее авторов.
-Для меня важна не только сугубо инновационная составляющая закона, - сказал корреспонденту "РГ" заместитель главы минобрнауки Александр Хлунов. - Мы впервые создаем реальную цепочку между наукой, образованием и реальной экономикой в сфере высоких технологий. Теперь аспиранты и студенты смогут в созданных при институтах и вузах предприятиях реализовывать свои курсовые проекты, другие научные работы.
По мнению Хлунова, вряд ли стоит ожидать, что закон вызовет тут же бум появления наукоемких предприятий и они начнут расти как грибы после дождя. Опыт конкурсов научных проектов показывает, что на полках институтов осталось не так много действительно перспективных разработок, которые можно превратить в товар. К сожалению, немало уже утеряно. Скорей, принятый закон создает стимул на будущее.
- Не думаю, что коммерциализация науки в ближайшее время сулит большие дивиденды, - считает Хлунов. - Это очень сложная и тонкая сфера, от идеи до ее успешного воплощения в "железе" проходит в самом лучшем случае 2-3 года. Кроме того, тот, кто берется за инновации, идет на серьезный риск. Но самое главное, что принятый закон дает право на этот риск, дает мотивацию ученым внедрять, реализовывать свои проекты и на этом зарабатывать.